Автор: Косухин Артем Алексеевич
Формирование художественно-творческих способностей у обучающихся среднего школьного возраста при помощи создания серии плакатов посредством графического редактора.
Косухин А.А., 5 курс , группа ИК-20-о, ГБОУ ВО СГПИ, г.Ставрополь, Россия,.
Аннотация: в статье рассматриваются значимость и влияние компьютерной графики на образовательный процесс и художественную практику. Обозначается, что использование компьютеров как инструмента для создания и обработки изображений значительно расширяет возможности творчества, позволяя учащимся экспериментировать с формой и содержанием. Анализируя опыт работы с графическими программами выделяется, что освоение их технических приемов требует значительных интеллектуальных усилий, однако результатами становятся более высокая эффективность творческого труда и углубленные художественные навыки.
Ключевые слова: творческое развитие через компьютерную графику, перемены в культуре, психологические аспекты, образовательные стандарты и компетентностный подход.
В компьютерной графике компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной тем или иным способом и сохранённой на компьютере. В отличие от рисунков на бумаге изображение, созданное на экране, можно удалить или исправить, изменить размеры, цвет, поэкспериментировать с композицией, таким образом, появляется возможность для поиска вариантов решений. Именно это интересует детей, которые с большим удовольствием исследуют возможности графических программ. Овладение техническими приемами работы с графическими программами требует интеллектуальных усилий и трудолюбия. Но в результате их освоения повышается эффективность творческого труда. Учащиеся постигают азы компьютерной графики с большим интересом, увлекаясь её выразительными эффектами и неисчерпаемыми возможностями и понимая актуальность применения полученных знаний при возможном выборе профессии в данном направлении. Наибольший интерес компьютерная графика вызывает у ребят, которые посещают занятия по изобразительному искусству, поскольку она эффективно дополняет занятия в изостудии, выполняя задачи по развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии, формированию пространственного мышления, умений трудиться.
Возникновение новых творческих практик, рождение нового вида искусства, введение принципиально новых творческих инструментов или методов работы — всё это значительные и заслуживающие самого пристального внимания явления культуры. Двадцатый век был богат на художественные новации, которые могут быть названы революционными в искусстве.
К ряду исключительно важных для культуры художественных практик, возникших вследствие применения новой технологии, к началу XX века добавляются фотография и кинематограф. В сравнении с печатным прессом, ориентированным в большей мере на повышение экспозиционных возможностей произведений, эти два вида искусства характеризуются многократно возросшей значимостью технических механизмов в выполнении художественных работ, при этом привнося свою неповторимую специфику в искусство, подобно той особой иллюзорности, достигаемой при помощи монтажа и прочих спецэффектов, или возможности синтеза нескольких видов искусств в одной киноленте. Такой синтез поспособствовал появлению электоронно-вычислительных машин или ЭВМ. История электронно-вычислительных устройств началась в середине XX века и сначала они использовались для решения математических задач и выполнения сложных операций .
Отличительной чертой вычислительной машины становится её возможность быть запрограммированной — именно это качество станет тем источником, который предвосхитит самые невероятные перемены как для творческой деятельности, так и для всей культуры в целом. Эксперименты с компьютерной техникой этого временного отрезка будут акцентироваться в значительной мере на проблемах кибернетической теории, одной из которых является создание механизма с жизнеподобным поведением, что выльется в разработку интерактивных кибернетических машин.
Интеграция компьютерной техники в творческие виды человеческой деятельности позволила осуществить рывок в практике построения принципиально нового творческого пространства. Если появление кинематографа и телевидения вызвало, по выражению Б. М. Галеева, «встряску» всей художественной культуры, существенно расширив систему видов искусства, то развитие компьютерных технологий и их беспрецедентное влияние на весь мир искусства и цивилизацию в целом можно сравнить с небывалым сдвигом в истории человечества, в результате которого возник новый тип информационного общества постиндустриальной эпохи.
Применение графики в учебных компьютерных системах не только позволяет увеличить скорость передачи информации и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию образного мышления. Большое образовательное и психологическое значение имеет и тот факт, что цвет графических изображений воздействует на мысли и чувства, стимулируя воображение. Глубина, тональность и насыщенность красок способны оказать глубокое воздействие на психику человека. Графика, как и другие формы искусства, основанного на принципах гармонии, обладает способностью активизировать или расслаблять человека, снимать стрессы и стимулировать разум к сознательной творческой деятельности.
Одной из ключевых особенностей современных образовательных стандартов является новый подход к формированию учебного плана и оценке результатов обучения, основанный на принципе “от знания и умения – к знанию, умению и способности применять это на практике. Такие навыки, как способность использовать полученные знания на практике, самостоятельно ставить задачи и решать их, а также брать на себя ответственность за решение возникающих проблем, лежат в основе понятия “компетентность”.
Несомненно, формирование навыков создания плаката у школьников старших классов имеет свои психолого-педагогические особенности. Во-первых, это связано c активным развитием самостоятельности подростков, они начинают осознавать свои интересы и предпочтения. Поэтому важно учитывать эти особенности при организации учебного процесса и выборе методов и подходов к обучению. Например, предложить ученикам работу над созданием плакатов в небольших группах, что поможет им развить коммуникативные навыки и способность работать в команде. Также можно применять индивидуальные задания, позволяющие учащимся проявлять свою креативность и независимость. Во-вторых, формирование навыков создания плаката требует от учащихся не только знаний и умений в области дизайна и графического искусства, но и понимания основ работы с графическим редактором. Третья особенность — это процесс формирования навыков создания плаката. Он должен быть интересным для учащихся и это может быть достигнуто за счет использования разнообразных методов и приемов обучения, таких как прохождение тестов на знание графических редакторов, выполнение заданий, связанных с разработкой эскизов плакатов и т.д.
Наконец, формирование навыков создания плаката должно быть интегрировано в общий образовательный процесс. Это позволит учащимся не только получить конкретные знания и умения, а также способность к самообразованию.
Что касается межпредметных связей, то знания и навыки, полученные при создании плаката с помощью компьютерной графики, могут быть использованы учащимися для создания изображений для графических заданий. Эти знания также применимы в различных областях, таких как физика, химия, биология, история и др. Кроме того, знания в области компьютерной графики являются незаменимой базой для освоения программ в сфере видеомонтажа, 3D моделирования и анимации.
Литература
1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
2. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. — №2. – С. 5-8.
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на- Дону, издательский центр «Март», 2006
5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
6. Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника: (проблема синестезии в искусстве). Казань: Издательство Казанского университета, 1987. С.187.