Формирование и развитие мотивации дошкольников к чтению

Автор: Анненкова Елена Николаевна

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. В современном обществе, когда дети  ориентированы на различные гаджеты больше, чем на книгу возрастает необходимость уделить большое внимание к формированию у ребёнка интереса и потребности в чтении.

Слушая художественные произведения, ребенок узнает и запоминает новые слова. Чтение помогает расширять кругозор, развивать память, внимание, мышление и воображение. Книги закладывают основы такого  важного качества как любознательность. Художественная литература формирует нравственные чувства, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.

Задачи:

                       Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания;

                       Приобщить к словесному искусству;

                       Развивать художественное восприятие;

                       Совершенствовать связную речь;

                       Поощрять словесное творчество;

                       Познакомить с историей создания книги.

Необходимость обучения чтению в дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

Актуальность подготовки дошкольников к чтению:
к сожалению, в настоящее время проблема чтения является одной из самых острых в нашей стране. Существенно снижен интерес к чтению художественной литературы у подрастающего поколения. Как же приобщить ребенка к чтению? Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Ребёнок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.

Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

Цель нашей работы прививать любовь к художественному слову, уважение к книге, пробудить интерес и сформировать потребность в чтении у ребёнка.

Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

Ни кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабили интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы? Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности)

Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Почему дети не любят читать… то, что читали мы!?

У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по

отношению к героям сказок.

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано

произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно.

Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения.

Многих родителей волнует вопрос, как привить ребенку любовь к чтению? Однозначных ответов нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если мама все время смотрит сериал, шоу, а папа спорт или политику, то не всегда у таких родителей ребенок может оказаться книголюбом. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания.

Во вторых – для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка оно должно стать семейным. Родители просто должны находить время для самостоятельного и совместного чтения.

Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Это и есть залог успеха для установления дружбы ребенка с огромным миром литературы. Чтобы развить мотивацию к чтению есть еще один совет: предоставьте свободу выбора книги на магазинной полке – своему ребенку. Этим вы даете ощутить ценность мнения и значимость выбора маленькой личности.

В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок. Красочно оформленная библиотечная зона (как в детском саду, так и дома): наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки — игрушки, книжки — картинки, книжки – энциклопедии) и прочие. Главное, чтобы книжное окружение вызывало интерес детей. А интерес к книге у ребенка появляется рано, в начале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, а затем возникает интерес к тексту, к судьбе героя повествования.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на

ситуацию успеха?

1. Важно у ребенка вызвать интерес к книге, стимулируя тем самым его

любознательность.

2.  Строить процесс познания по принципу сотрудничества, поддержки,

 проявлять внимание к ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям по отношению к книгам, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3. Учить детей интересоваться книгой, планировать свою деятельность,

определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.  Построить любовь к книге с таким расчетом, чтобы в процессе чтения возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые

становились бы неисчерпаемыми.

5.  Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6 . Поддержка детской активности, любопытства.

Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку в выборе книг, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти

возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Работая с дошкольниками, следует помнить о том, что для детей данного возраста характерно слушать, а не читать. Именно поэтому очень важно для воспитателя уметь каждое прочитанное вслух произведение  донести до детей не только как произведение искусства и раскрыть его замысел, но и побудить будущего читателя эмоционально выражать свое отношение к прочитанному: к поступкам героев книг, их переживаниям и мыслям.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

1.                               Словесные: выразительное чтение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек и т.д.); заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми.

2.                               Практические: игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность.

3.                               Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.

       Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.

       Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Иногда утром, когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке в лесу, в поле, «к случаю» воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца. Также при рассаживании детей следует предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание. Не следует, однако, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно, опрятно и красиво (эстетичность оформления); место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты и хорошо освещено. В книжном шкафу хранятся книжки и картинки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков (тематических, декоративных). Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе с учетом тематического планирования.

Произведения, с которыми, нужно познакомить детей, обязательно читать заранее. Так как эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую  надо дать почувствовать детям. Также необходимо подбирать  иллюстрации по теме произведения. Параллельно вносится портрет автора произведения, рассказ о жизни этого человека и его творчестве.

Но продуктивность занятий во многом зависит от ежедневной работы, связанной с чтением детям и совместным рассматриванием книг.

Периодически организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина;  книги, оформленные известным детям художником, например: В.В. Сутеевым, Е.И. Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также  каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы представленные на занятиях.

Многие дети в подготовительной подгруппе стремятся научиться читать, а некоторые уже в настоящее время читают. Рассматривая книгу, они хотят получить иную, чем раньше информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице оно начинается. Дети учатся интересоваться книгой как самоценностью (содержание и единый стиль оформления: форзацы, шрифт, орнаменты, рисунки). 

Очень интересна такая форма знакомства с литературным произведением как чтение большого по объёму произведения в течение длительного времени (например: недели). Детям, предлагается запомнить на каком сюжете остановились, перед прочтением последующих глав, спрашивают, о чём они узнали в предыдущий раз. В этот момент именно закладывается уже позиция не только слушателя, а самостоятельного читателя. В старшем дошкольном возрасте ребёнок внимательно слушая произведение может через определённый период времени повторить его содержание.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей  эмпатии, то есть способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованой игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает отклик на него.

После чтения художественных произведений дети изображают прочитанное в продуктивных видах деятельности (рисунках, лепке,  аппликации). Ведь именно продуктивная деятельность играет немаловажную роль в закреплении знаний о творчестве писателя, дает возможность лучше запомнить героев.

Продуктивные виды деятельности способствуют развитию всех психических процессов, развитию самовыражения, являются средством психотерапии. Продуктивная деятельность развивает образные формы мышления, воображение, познавательный интерес, самостоятельность, целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Способствует обогащению речи.

В процессе ООД  детей знакомят с творчеством  одного из любимых детских писателей. Свои  яркие впечатления  от знакомства с героями произведений дети с большим удовольствием переносят на свои творческие работы. Это позволяет развивать ребенка всесторонне. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В группе может быть создана «Книжкина больница», которая помогает прививать детям бережное отношение к книгам.

Главным является то, что воспитанники смогут повысить уровень своей книжной культуры, будут сопереживать. Возможно, что дети книгу станут воспринимать, как живое существо, которое одаривает их умными мыслями, развлекает, ничего не требуя взамен. Вместе с тем и эти безмолвные существа нуждаются в уходе и заботе. Участвуя в ремонте книг, дети смогут проявить доброту, отзывчивость и талант. Постоянно занимаясь с детьми, увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнутся, включатся в работу с желанием и интересом. Дети в ходе работы чувствуют важность своей работы, самостоятельно приходят к выводу: книги надо беречь!

Особенно важным является включение родителей в работу в данном направлении. Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья.

Эффективным новым способом взаимодействия с родителями является «буккроссинг» – это социальное движение книголюбов. Цель его в детском саду пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения. Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, поэтому может быть выбрана данная форма работ. Процесс «буккроссинга» состоит в том, что прочитал, отдай другому.    Благодаря этому дети больше проявляют интерес к литературе, просят почитать книгу.

Приобщение детей к чтению художественной литературы средствами педагогических технологий, позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.

×
×