Автор: Мартьянова Александра Васильевна
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности заключается в необходимости использования методов, которые имеют большое значение для младших школьников, поэтому особая роль в процессе формирования коммуникативных компетенций принадлежит игровым технологиям и продуктивной деятельности. Делается вывод, что положительное влияние внеурочной деятельности на формирование коммуникативных компетенций младших школьников обусловлено возможностью использования различных форм работы.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, школьник, внеурочная деятельность.
В период социально-экономических и политических изменений, происходящих в настоящее время в нашей стране, большое внимание уделяется совершенствованию системы образования. Одной из ее основных задач является формирование национальной элиты, способной максимально эффективно взаимодействовать с миром и способной вывести экономику и культуру России на качественно новый уровень. Именно поэтому формирование коммуникативной компетентности личности, уровень которой был бы достаточным для общения в определенных коммуникативных сферах, определяет актуальность нашего исследования [2].
В качестве основных педагогических средств формирования коммуникативной компетентности младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые можно эффективно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет широкий спектр возможностей для формирования коммуникативной компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) дает следующее определение: «…образовательная деятельность, осуществляемая в иных, чем аудиторная формах, и направленная на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (включающей общение)».
Определим модели организации внеурочной деятельности, отражающие специфику формирования коммуникативных компетенций младших школьников.
Первая модель. Отражает случайный набор кругов, то есть процесс организации данного направления работы напрямую зависит от наличия определенной основы в виде имеющихся кадров, материальных возможностей.
Вторая модель. В этой модели, как и в первой, основой является наличие фактической базы, но в то же время образовательная организация стремится учитывать особенности современного состояния проблемы формирования коммуникативных компетенций с Акцент на проблемах студентов.
Третья модель. Образовательная организация имеет четко организованную структуру работы по направлению формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Эта структура базируется не только на внутренних ресурсах образовательной организации, но и имеет место взаимодействие с другими дополнительными учреждениями.
Четвертая модель основана на развитой интеграции собственных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования, что отражает данную модель с позиции содержания и многонаправленности.
Внеклассная работа имеет определенную структуру, включающую следующие уровни:
Первый уровень — в рамках этого уровня формируются социальные знания детей, а рабочий процесс ориентирован на осмысление социальной действительности.
Второй уровень – формирование у студентов положительного опыта в рамках ценностного анализа.
Третий уровень – формирование опыта, определяющего самостоятельность действий в рамках решения поставленных целей и задач. Развивать коммуникативную компетентность младших школьников во внеурочной деятельности, таких формах, как классные встречи, беседы, мастер-классы, кружки, студии, кружки, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др. можно использовать [5].
Из вышеизложенного следует, что реализация современной внеурочной деятельности согласно перечисленным требованиям к организации и проведению будет определять достижение поставленных целей обучения, следовательно, приведет к эффективному образовательному процессу, направленному на освоение результатов обучения школьников.
Задачами внеурочной деятельности в рамках формирования коммуникативных компетенций младших школьников являются: организация определенных мероприятий, направленных на обучение студентов в рамках взаимодействия с обществом; непосредственное вовлечение детей в рабочий процесс; организация работы в свободное время; формирование и дальнейшее развитие организаторских способностей студентов в тесном взаимодействии с другими субъектами учебно-воспитательного процесса; развитие познавательной активности учащихся на основе их инициативы и самостоятельности; организация информационной поддержки обучающихся [3].
Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей происходит активное формирование эмоциональной сферы, важно определить, что внеурочная деятельность с ее разнообразием форм и методов работы может удовлетворить потребности детей, а также позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативные компетенции младших школьников.
Итак, особенности формирования коммуникативных компетенций во внеурочной деятельности заключаются в необходимости использования методов, имеющих большое значение для младших школьников, при условии, что процесс формирования будет проходить в легкой форме, поэтому именно игровые технологии и продуктивная деятельность, играющая вид l роль в формировании коммуникативных компетенций. Это связано с тем, что дети в процессе деятельности могут выстроить непринужденный диалог, при этом условия работы будут влиять на сплоченность детей. Таким образом, стоит отметить, что положительное влияние внеурочной деятельности на формирование коммуникативных компетенций младших школьников обусловлено возможностью использования различных форм работы, что позволяет повысить самостоятельность детей, сформировать представление о значимость социальной роли в обществе.
Список использованной литературы
1. Арябкина И.В., Майорова Н.И. Специфические особенности формирования ИКТ-компетенций в младшем школьном возрасте // Научное мнение — 2016г. №12.
2. Гетманская Е.В. Образовательная функция детской литературы в фокусе западных исследований // Педагогика и психология образования — 2019г. №1.
3. Зацепина М.Б., Брянцева М.В. Интегративный подход в формировании коммуникативных компетенций у младших школьников // Педагогика и психология образования — 2019г. №1.
4. Зырянова Е.А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета — 2011г. №3.
5. Лепещенко Л.Е., Сычева Е.В. Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность // Перспективы развития строительного комплекса — 2017г. №1.