Автор: Паршина Александра Валерьевна
Паршина Александра Валерьевна,
научный руководитель Грунина Светлана Олеговна
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
aleksandra4parshina@yandex.ru
Развитие коммуникативной сферы детей
старшего дошкольного возраста
на занятиях по хореографии
В статье рассматривается актуальный вопрос – развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии. Автор считает, что танцевальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные умения на этапе дошкольного детства.
Ключевые слова: коммуникация, хореография, коммуникативный танец, коммуникативные умения, общение.
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Коммуникация в процессе общения — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Посредством коммуникации происходит развитие сознания и высших психологических функций.
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В его исследованиях намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок–ребенок» и «ребенок–взрослый» в психическом развитии детей [1].
Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.
Согласно мнению многих ученых в области педагогики и психологии, коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста подразумевает умение понимать эмоциональные переживания и состояния детей и взрослых, демонстрировать свои эмоции вербальными и невербальными способами [3].
Для развития коммуникативных умений необходимо создать определенные условия. Ими являются:
1. Социальная ситуация развития ребенка. К наступлению дошкольного периода распадается ситуация взаимодействия с взрослым. Коммуникация ребёнка со взрослым получает новые формы и содержание. Основное изменение — «система Я», а также речевое развитие позволяет установить отношения с большим кругом взрослых. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в этом возрасте состоит в несовпадении возможностей ребёнка и его желания быть как взрослый. [1, с. 107].
2. Формирующаяся потребность в общении с взрослыми и ровесниками;
3. Совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), создающие зону ближайшего развития дошкольника;
4. Одним из важнейших условий формирования у детей коммуникативных навыков является стиль общения взрослого и его отношение к ребенку. Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Важный вид музыкальной деятельности, который обеспечивает эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных умений.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка развита познавательная активность и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Развитие коммуникативной сферы является одной из главных задач, решаемых на занятиях по хореографии [4].
Коммуникативный танец — благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности.
Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. Содержание танцев, разучиваемых с детьми, способствует развитию динамической стороны общения — легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Они также способствуют развитию эмпатии и сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
Ценностью коммуникативных танцев является то, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы в основном строятся на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детском коллективе [2].
Танец — сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции: — создает образ партнера, группы; — способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами; — устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств; — развивает самопознание и познание других людей.
Занятия по хореографии, сопровождаемые синтезом слова, музыки, ритма и движений, развивают коммуникативную сферу, и оказывают положительное влияние на становление речи старших дошкольников [5]. Дети становятся более открытыми к окружающему миру, легки в общении, пополняют свой словарный запас и обогащают речь эмоционально, используя невербальные средства общения.
На основе теоретического анализа проблемы было организованно экспериментальное исследование, цель которого – выявление эффективности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 80 «Ӱжара» г. Йошкар-Олы». В исследовании приняли участие дети старших групп «Одуванчик» и «Золотая рыбка», в количестве 27 человек экспериментальной группы и 26 человек контрольной группы.
Для определения уровня развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста использовались 3 методики: — «Игровая комната» (О.М. Дьяченко); — «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад); — «Картинки » (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина).
В результате проведенного исследования было установлено, что испытуемые старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития коммуникативной сферы. Данный уровень отличается слабо выраженной коммуникативностью со сверстниками, дети не умеют контактировать друг с другом и выражать свои чувства.
Дети, показавшие средний уровень развития коммуникативной сферы испытывают барьеры в общении со сверстниками, часто наблюдается скованность в движениях, напряжённость в ответах, психическое напряжение, иногда преобладают отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх.
Дети с высоким уровнем коммуникативной сферы отличаются высоким уровнем общения со сверстниками и взрослыми. У детей не возникало никаких сложностей и трудностей, они с большим желанием отвечали на вопросы, выполняли предоставленные задания.
Мы разработали мероприятия по хореографии, которые были направлены на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. В занятия входили: вербальные игры, невербальные игры и игры-танцы, которые были направлены на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного. Данный комплекс был апробирован с детьми экспериментальной группы.
Таблица 1 — Список коммуникативных игр, направленных на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
Название игры |
Компонент коммуникативного развития |
Цель игры |
«Снежный ком»
|
Умение вступать в контакт |
Знакомство и запоминание имен всех участников игры |
«Великолепная Валерия» |
Умение вступать в контакт |
Знакомство и запоминание имен и прилагательных к имени всех участников игры |
«Слепец и поводырь» |
Умение доверять друг другу |
Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению |
«Вежливые слова» |
Умение взаимодействовать друг с другом |
Развитие уважения в общении, развивать привычку пользоваться вежливыми словами |
«Передай сигнал»
|
Умение сочувствовать другим |
Преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга |
«На мостике» |
Умение взаимодействовать друг с другом |
Развитие коммуникативных навыков |
Танцевальная игра «Берёзки и топольки» |
Способность к инициативности |
Развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия |
«Комплименты» |
Умение проявлять чувства |
Создание в коллективе максимально благоприятного эмоционального комфорта, применение в процессе общения друг с другом приятных комплиментов |
Танцевальная игра «Веселые пары» |
Умения выявлять чувства
|
Развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека |
Танцевальная игра «Найди себе друга» |
Умение ощущать себя значимым в детском коллективе |
Исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт |
Невербальная игра «Кинолента» |
Способность к эмоциональности и выразительности невербальных средств общения |
Развитие невербальных средств общения, развитие памяти |
Невербальная игра «Изобрази пословицу» |
Способность к эмоциональности и выразительности невербальных средств общения |
Развивать умение использовать невербальные средства общения |
Танцевальная игра «Цифры» |
Умение ощущать себя значимым в детском коллективе |
Развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров |
Танцевальная игра «Хоровод знакомств»
|
Умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать |
Развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения |
«Руки знакомятся, ссорят, мирятся» |
Умение проявлять чувства |
Развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека |
«Волшебные водоросли» |
Способность вести себя уверенно при общении |
Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения |
«Рассказ по кругу» |
Способность к инициативности |
Развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения |
Танцевальная игра «Веселый бубен» |
Умение вести себя раскрепощённо во время общения |
Снятие коммуникативных барьеров между детьми |
Танцевальная игра «Волшебный платок» |
Способность к эмоциональности и выразительности вербальных средств общения |
Развитие коммуникативных навыков |
Невербальная игра «Птенцы» |
Способность к эмоциональности и выразительности невербальных средств общения |
Развитие навыков невербального взаимодействия |
«Без маски» |
Умение проявлять чувства |
Развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами |
«Живая картина» |
Умение взаимодействовать друг с другом |
Развитие произвольности коммуникативных навыков |
«Ладонь в ладонь» |
Умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать |
Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта |
Невербальная игра «Облака» |
Умения выявлять чувства |
Развивать умение использовать невербальные средства общения |
Невербальная игра «Передача чувств»
|
Способность к эмоциональности и выразительности невербальных средств общения |
Учить детей передавать разные эмоциональные состояния невербальным способом |
Коммуникативные игры производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе.
Мероприятия, которые проводились в ходе эксперимента сняли барьеры между детьми, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Таким образом, развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игр проходило достаточно интенсивно и результативно, в благоприятной обстановке, что способствует эффективному развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.
Рисунок 1 — Сравнительные результаты уровня развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста групп по трем методикам в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) на констатирующем и контрольном этапах исследования в процентном соотношении
Сравнение результатов уровня развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста по всем показателям внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
В контрольной группе, где не проводилось специальной работы, по развитию коммуникативной сферы сильных изменений не произошло. В экспериментальной группе, где проводились мероприятия, направленные на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста произошли следующие изменения.
Полученные данные по методике «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) свидетельствуют о том, что отмечается положительная динамика в экспериментальной группе: произошло изменение показателей – низкий уровень снизился с 33% до 11%, а высокий уровень вырос с 19% до 49%.
Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) показывает, что произошло значительное изменение показателей – низкий уровень развития снизился с 41 % до 19%, а высокий уровень вырос с 19% до 37%.
По методике «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина) мы можем увидеть, что в экспериментальной группе низкий уровень снизился с 44% до 11%, а высокий уровень вырос с 19% до 56%.
Исходя из результатов проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что уровень развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста группы «Одуванчик» повысился, что говорит об эффективности проведенной работы на формирующем этапе.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984.
2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / А.Н. Зимина. -М.: СФЕРА, 2010. — 316 с.
3. Иванец, И. И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников / И. И. Иванец // Электронный журнал «Исследовано в России». – 2000. – № 31. – С. 429–437.
4. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2015. — 420 c.
5.Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В. В. Никандров. — Москва: ИЛ, 2014. — 444 c.