Автор: Прутникова Елена Викторовна
«Формирование коммуникативных УУД посредством игр на уроках английского языка».
Актуальность выбора темы. Происходящие в современном обществе изменения требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, в том числе, иностранного языка. В наше время как никогда актуально изучение английского языка. Это связано с всеобщей глобализацией и востребованностью английского языка, как в повседневном, так и деловом общении с иностранцами. Английский язык в данный момент — это глобальный язык передачи информации как в бизнес среде, так и в повседневном общении. Я считаю, что на уроках английского языка, важно научить детей именно общаться на нем. Поэтому темой моего исследования я выбрала именно формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности у детей я считаю использование различных видов игр, особенно лексической направленности для младшего школьного возраста. Дети данного возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Стремление к игре, увлечённость игровым сюжетом – это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью у детей этого возраста. Вместе с тем при использовании игровых ситуаций важно учесть одну особенность: игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющем собой учебную задачу и предполагающим её решение. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели. Игра плюс ко всему носит деятельностный характер.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка, а именно:
- оправдывают требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;
- позволяют найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;
- психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;
- развивают способность анализировать, сравнивать и обобщать;
- позволяют активизировать резервные возможности обучаемых;
- знания применяются практически;
- вносит разнообразие в учебный процесс;
- развивают творчество школьников;
- учат организовывать свою деятельность.
При формировании коммуникативных УУД, особенно навыков общения, у младших школьников я применяю разные виды игр:……
Ролевые игры
Формированию коммуникативной культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса в целом способствуют ролевые игры. Ролевая игра – это форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.
Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра — одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Ролевые игры — эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искренного желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Рассмотрим некоторые виды игр, которые успешно формируют внутренний мотив к изучению иностранного языка и служат развитию универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
На уроках дети очень любят играть в игру «Магазин». Учащиеся разыгрывают диалог по теме. Они с удовольствием ходят за покупками (одеждой, едой, игрушками и школьными принадлежностями). В процессе игры дети легко овладевают речевыми выражениями по данной теме, а еще они учатся быть вежливыми (применение вежливых слов во время диалога).
- Разыгрывание диалога по темам «Разговор по телефону», «Беседа врача и пациента» и др. помогают детям «примерить» на себе разные роли.
Эффективный способ развития речи – это инсценировка сказок. Мы вместе с учениками ставили сказки «Теремок», «Три медведя» и нужно сказать, что дети активно выбирают себе роли, учат слова и играют свои образы. - Фонетические игры:
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Playing Airplane
Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].
Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? — [ж]. And how about English children? — They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])
The plane is travelling up in the sky,
Vvv-vvv-vvv,
Moving so fast, and ever so high,
Vvv-vvv-vvv.
Over the land, and over the sea,
Vvv-vvv-vvv.
But we always come back in time for tea.
Vvv-vvv-vvv
Игра«The Old Grey Goose»
Игра используется для отработки звука [θ]
Teacher: Can you imagine a goose? Let’s pretend you are geese. Stretch out your necks and hiss. Can you hear anything? No, nothing but [θ—θ—θ]. Let’s play!
An old grey goose am I.
Th!Th!Th!
I stretch my neck and cry
At puppies passing by!
I like to make them cry!
Th!Th!Th!
When puppies jump and run,
Th!Th!Th!
I think it’s lots of fun!
I’m sure they’d like to be
An old grey goose like me!
Th!Th!Th!
- Грамматические игры:
Данные игры преследуют следующие цели:
— научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
— создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
— развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игра «Tic – Tac » (крестики – нолики с прилагательными)
Класс делится на две команды (команду Х и команду О). Игрок из команды Х выбирает ячейку в таблице и использует стоящее в ней прилагательное в своем предложении. Если предложение составлено правильно. Команда Х занимает эту ячейку. Если игрок допускает ошибку, ячейка остается свободной и вступает в игру команда О. Она выбирает ячейку и составляет свое предложение с прилагательным, чтобы в конечном итоге занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали.
При закреплении вопросительных предложений поможет игра «Guess who I am». Эта игра применима к различным темам: «Животные», «Профессии», «Дом» и многим другим. Водящий выбирает карточку с надписью на ней и, не читая ее, с помощь наводящих вопросов по теме пытается выяснить, что на ней написано.
- Лексические игры:
На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры.
Игра “Цепочка” (“the Chain”).
Командам дается исходное слово, например , school, которое является началом цепочки. Последняя буква является первой буквой последующего слова.
Пример: school – letter – red – draw – write – eleven – nine – etc.
Выигрывает команда, в чьей цепочке больше слов за определенный отрезок времени
Веселые художники.(Funny Artists)
Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:
Draw a head, please.
Draw a body, please.
Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает пять баллов.
Игра «Снежный ком»
Эта игра помогает хорошо запоминать слова по разным темам, развивает память.
Игра «Лото».
Принцип игры как у русского лото, только числа называются по-английски. Убедилась на своем опыте, что эта игра помогают детям очень быстро запоминать числа.
Игра «Хвастун»
Дети очень любят хвастаться. И на своих уроках я разрешаю им делать на английском языке. Учащиеся очень активно принимают участие в этой игре, а в конце мы выбираем лучшего хвастуна.
Игра «Аукцион»
Интересная тактическая игра. Задание: называть слова на определенную тему. Кто назовет слово последним, получают хорошую оценку.
- Орфографические игры:
Цель данных игр — упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
«Alphabet»:
Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, «mother», ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко.
Игра «Paired letters» (Парные буквы)
Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.
LI BI EA SO YE
AT YI OW LL KI
TI KN NG FE BL
OP CK ST RO ME
CA IN SI AR LO
Вот несколько таких слов, которые можно составить с помощью пар букв из таблицы: strong, yellow, know.
Подвижные игры
«Совушка»
Цель игры: формирование и совершенствование речевых навыков, активизация лексики: day, night, come away; Wolves, run! Birds, fly! Cats, climb! Dogs, run! Fish, swim! и т.д.
Закрепляет умение употреблять слова во множественном числе.
Выбираются водящий и совушка. Водящий объявляет детям: “Day! Birds, fly!”
Дети “летают” подражая птицам.
Водящий: “Night”.
Дети замирают на месте, как будто уснули. Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелится.
Водящий: “Day! Dogs, run!”
Дети подражают собакам и т.д.
«Светофор»
Цель игры: закрепление лексики – названия цветов.
Дети встают в одну сторону класса. В середине стоит ученик –светофор.
Дети произносят слова: Traffic lights, traffic lights! My dear, traffic lights!
Светофор: I say… (говорит цвет). У кого в одежде есть такой цвет, проходит на другую сторону, а у кого нет, выполняет какое-нибудь задание.
«Дождик»
Цель игры: отрабатывать произношение звуков [r], [w], дифтонга [ei], умение отрабатывать различные команды.
Несколько детей (4-5) надевают на голову ободки из картона, на которых изображены капельки дождя.
Остальные дети начинают прогонять дождь:
Rain, rain, go away!
Boys and girls want to play.
Дети с ободками на голове убегают и прячутся. Остальные ребята поют какую-нибудь английскую песенку, выполняя при этом танцевальные движения. В любой момент водящий может прокричать: Rain!
По этому сигналу дети с ободками выбегают из укрытия и стараются коснуться убегающих.
Тот, кого “намочил” дождь, садится на корточки и ждёт, какое распоряжение даст ему ребёнок с ободком ( Run! Swim! Etc.). Исполнив задание молча, возвращается на своё место.
Игра «Sit!»
1) Дети, двигаясь вокруг стульев, выполняют команды учителя: go, run, jump, fly, swim, count, sing, dance, write, read draw, etc. При команде: “sit!”, дети должны сесть на стулья. Ученик, оставшийся без стула, выходит из игры. Выигрывает та команда, участник которой остается последним.
Таким образом, практически все учебное время в игре на уроках английского языка отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. В ходе педагогической практики я пришла к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.
Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка. Я надеюсь, что это им пригодится в дальнейшей жизни.