Формирование культурно-гигиенических навыков посредством приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Автор: Кольцова мария Григорьевна

Статья на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков посредством приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Кольцова М.Г. Преподаватель спецдисциплин

 ГБОУ «Нижегородский Губернский колледж»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями в которых мы живём. «Здоровье детей – это будущее нашей страны». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н. К. Крупская, – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.».

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. научится понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особо внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, с пяти до семи лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Поэтому в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Проблема воспитание культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Формирование культурно-гигиенических навыков – это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста.

Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Актуальность выбранной темы: Настоящее время достаточно быстро,

характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет

к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

1.    Воспитание культурно-гигиенических навыков – это одна из задач физического воспитания. Это норма культуры поведения человека. В ФГОС задачи физического воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия выделяются на первое место; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.    Состояние здоровья ухудшается с каждым годом. Число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания.

3.    В ДОУ наблюдается «небрежное» отношение воспитателей к воспитанию КГН у детей.

В чем же проявляется это небрежность?

·       Незнание объема культурно — гигиенических навыков по возрастам;

·       Незнание задач н приемов воспитания культурно-гигиенических навыков;

·       Особенно поражает «скудный» запас методических приемов у воспитателей и нежелание вести поиск этих приемов. Поэтому дети с трудом приучаются к чистоте, порядку, опрятности и т.д.

Мы наблюдаем большие проблемы к организации питания: это и сервировка стола, неправильный подбор посуды, неправильная работа по культуре еды и т. д.

Все это и побудило нас обратиться к этой проблеме. Культурно-гигиенические навыки являются базой сохранения здоровья детей, их полноценного развития и социализации.

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предмет исследования: культурно-гигиенические навыки.

Гипотеза исследования: если разработать систему разных форм и методов по воспитанию культурно-гигиенических навыков, то она будет способствовать приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Цель исследования: изучить влияние культурно-гигиенических навыков на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей в условиях группы ДОУ;

3. Разработать план мероприятий, направленных на понимание важности заботы о своем здоровье;

4. Подобрать методологический инструментарий (новые игровые методики);

5. Разработать рекомендации для родителей по воспитанию культурно гигиенических навыков.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Е. Т. Смирнова, Г. М. Лямина, Т. И. и другие, разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которые строго дифференцируются в зависимости от возраста ребенка. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;

2. Изучение передового педагогического опыта;

3. Анализ программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

4. Педагогические наблюдения в повседневной жизни и в специально организованных ситуациях за поведением детей, как на этапе создания программы, так и при ее реализации;

5. Тестирование с целью выявления уровня знаний, умений, навыков и поведения на разных ступеньках приобщения к здоровому образу жизни;

6.  Анкетирование педагогов и родителей для прослеживания изменений в

поведении детей в детском саду, семье и без прямого контроля со стороны взрослого;

7. Педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, направленный на реализацию разработанной модели работы с детьми.

×
×