Автор: Демушкина Елизавета Игоревна
Формирование лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Демушкина Елизавета Игоревна
МБОУ «СОШ №1 г. Ленск»
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования лидерских качеств младших школьников. Актуальность данной проблемы обоснована возрастанием требований современного общества к личностным качествам. Именно младший школьный возраст является благоприятной средой формирования лидерских качеств, что обусловлено тем, что младший школьный возраст является возрастом формирования личности человека.
Ключевые слова: развитие лидерских качеств, младший школьный возраст.
Одной из проблем, стоящих перед обществом в настоящее время, является проблема формирования лидерских качеств у младших школьников. Данная проблема актуальна с момента появления человека на земле и в современном мире. Формировать позитивных лидеров необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда у детей закладывается фундамент личности и его качества. Изучению данной проблемы посвящено много работ социологов, политологов, психологов и педагогов. Данной проблеме посвящены исследования А.В. Батаршева [1], Л.С. Выготского [2], М.Н. Емельянова [3], Н.А. Литвинцева [4] и др. Не смотря на достаточный интерес исследователей к проблеме формирования лидерских качеств, на практике приходится наблюдать недостаточный уровень сформированности данного качества у младших школьников.
Мы предполагаем, что формирование лидерских качеств в младшем школьном возрасте может происходить во внеурочной деятельности. Разная по содержанию внеурочная деятельность помогает более разносторонне раскрыть индивидуальные способности младших школьников, которые зачастую не удаётся рассмотреть во время уроков. Участие в различных видах внеурочной деятельности способствует обогащению личного опыта и приобретению младшими школьниками необходимых практических умений и навыков.
Изучив теоретический материал по проблеме исследования мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности лидерских качеств младших школьников.
Для определения места каждого члена группы в системе межличностных отношений, определения его психологического статуса и выявления иерархии статусов всех членов группы мы использовали диагностику функционального лидерства в малых группах Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Майнулова [6].
Каждому обучающемуся предлагалось ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос – это выбор себе партнера по разным видам деятельности (учебная деятельность, организация мероприятия, творческая работа, сфера дружеских отношений, общественная работа).
По результатам диагностики функционального лидерства в малых группах, можно сделать следующие выводы:
1. Лидерами в учебной деятельности являются обучающиеся: N 9, N 1, N 22, N 13;
2. Организаторские способности лучше развиты у обучающихся: N 9, N 7;
3. Лидерами в творческой деятельности выявлены у: N 9, N 1, N 30;
4. В дружбе предпочтение отдается обучающимся: N 28, N 1, N 30, N 4, N 8, N 9;
5. Общественной работой учащиеся занялись бы: с N 1, N 2, N 9.
Таким образом, лидерами в учебной деятельности выбраны обучающиеся, которые отличаются стремлением к изучению нового материала, старанием, усидчивостью, заинтересованностью в процессе обучения. Организаторами были выбраны активисты класса, проявляющие инициативу в любых классных и внеклассных делах. Партнером в творческой деятельности обучающиеся видят креативных и изобретательных одноклассников. При выборе партнера в дружбе и общественной работе обучающиеся отталкивались от общих увлечений и интересов.
С целью выявления лидеров и отверженных в классе, нами была проведена методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой [5]. Обучащимся был продемонстрирован рисунок корабля, и было предложено представить себя его капитаном. Далее, младшим школьникам был предложен ряд вопросов.
По результатам анализа ответа на 1 вопрос «Представь, что ты – капитан корабля и отправляешься в дальнее плавание, кого из ребят своего класса ты бы взял(-а) себе в помощники, когда отправился(-ась) бы в дальнее путешествие?» методики «Капитан корабля» мы можем выделить: «Социометрические звезды» — 1 человек (3,3%), «Предпочитаемые» — 9 человек (30%), «Принимаемые» — 20 человек (66,6%), «Изолированные» отсутствуют.
По результатам анализа ответа на 2 вопрос «Кого пригласил(-а) бы на корабль в качестве гостей?» методики «Капитан корабля» мы можем выделить: «Социометрические звезды» — 3 человека (10%), «Предпочитаемые» — 7 человек (23,3%), «Принимаемые» — 20 человек (66,6%).
По результатам анализа ответа на 3 вопрос «Кого ты ни за что не взял(-а) с собой в плавание?» методики «Капитан корабля» мы можем выделить: «Отверженные» — 1 человек (3,3%), «Принимаемые» — 9 человек (30%), «Предпочитаемые» — 20 человек (66,6%).
По результатам анализа ответа на 4 вопрос «Кто остался на берегу?» методики «Капитан корабля» мы можем выделить: «Отверженные» — 4 человека (13,3%), «Принимаемые» — 3 человека (10%), «Предпочитаемые» — 23 человека (76,6%).
На основании данных, полученных при проведении социометрии можно сделать вывод о статусе каждого обучающегося в классе. Популярные дети являются лидерами классного коллектива, их уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для лидера, развит. У принимаемых обучающихся следует выявлять и развивать положительные качества, учение сотрудничать в классном коллективе, стремление поднимать заниженную самооценку, с целью улучшения их положения в системе межличностных отношений.
Причины отверженности обучающихся нуждаются в дополнительном изучении. Возможными причинами являются личностные особенности и стиль общения этих детей. В классе формируются микрогруппы по интересам.
Для подтверждения результатов проведенных методик, мы провели тест «Я – лидер» (Е.С. Фёдоров; О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова) [7]. Целью данного тестирования является изучение лидерских качеств у младших школьников.
Обучающимся было предложено оценить свои умения по шкале от 0 до 4.
4 б. – полностью согласен;
3 б. – скорее согласен, чем не согласен;
2 б. – трудно сказать;
1 б. – скорее не согласен, чем согласен;
0 б. – полностью не согласен.
Так же нами была составлены критерии, которые мы использовали при анализе результатов теста «Я – Лидер» (Таблица 1).
Табл. 1 – Уровни развитости лидерских качеств.
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Активность учащихся не проявляется, нуждаются в помощи при организации деятельности, нет инициативы в общении со сверстниками. |
Активность проявляется, выявляется стремление самостоятельно организовать свою деятельность, но нуждаются в помощи. Умеют выстраивать результативное общение со сверстниками. |
Активны при работе в группе, инициативны, самостоятельно организуют не только собственную деятельность, но и оказывают помощь, одноклассникам, испытывающим трудности. Ведут за собой группу, активны в общении со сверстниками. |
Если сумма баллов в столбце ответов составила меньше 6, то качество развито слабо (низкий уровень), если сумма баллов равна 6 или 7, то качество развито средне (средний уровень), если сумма баллов более 7, то качество развито хорошо (высокий уровень).
Проанализировав уровни развития лидерских качеств, нами было выявлено, что низкий уровень у 9 обучающихся (30%), средний уровень у 14 обучающихся (47%), высокий уровень у 7 обучающихся (23%).
Проанализировав результаты теста «Я – Лидер» в 4 «В» классе, мы получили следующие результаты:
Низкий уровень развития лидерских качеств у 10 обучающихся (33%), средний уровень у 15 обучающихся (50%), высокий уровень у 5 обучающихся (17 %).
Количественные результаты уровня развития лидерских качеств контрольной и экспериментальной группы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Количественные результаты развития лидерских качеств контрольной и экспериментальной группы
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Высокий уровень |
7 |
23% |
5 |
17% |
Средний уровень |
14 |
47% |
15 |
50% |
Низкий уровень |
9 |
30% |
10 |
33% |
Исследования, проведенные в двух классах, показали, что у младших школьников преобладает средний уровень развития лидерских качеств. Средний уровень развития лидерских качеств свидетельствует о стремлении обучающихся в организации своей деятельности, в проявлении активности, инициативы, но для них необходимо организовать постоянную помощь и поддержку со стороны сверстников и учителя.
Таким образом, изучив уровень сформированности лидерских качеств в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод о необходимости проведения формирующей работы по формированию лидерских качеств.
Список литературы:
1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению // Практическая психология. Питер, 2006. 176с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Педагогика. М., 2004. 671с.
3. Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей в процессе исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.07 / Емельянова Марина Николаевна. Екатеринбург, 2001. 181с.
4. Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. М.: Педагогика-пресс, 2010. 230 с.
5. Смирнова О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
6. Фетискин Н.П. Диагностика функционального лидерства в малых группах / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Майнулов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. С.332-334.