Автор: Федосеева Ольга Николаевна
Математическая грамотность и как ее формировать у младшего школьника Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в данный период закладывается основа для формирования личности. И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события); обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации; становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях. Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования. Математическая грамотность, по словам А. А. Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: − понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, зачем, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями); − потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.); − находить и анализировать математическую информацию oб объектах окружающей действительности. Математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач: − задачи, в которых необходимо отобразить факты и методы, выполнить вычисления; − задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; − задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: − определять проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; − формулировать проблемы на языке математики; − решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования; − интерпретировать полученные знания; − формулировать и записывать окончательные решения. В ходе уроков математики развивается математическая культура обучающихся в целом. В понятие «математическая культура» входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности. Что же должен знать о формировании математической грамотности учитель начальных классов: − помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы; − формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира; − формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные ситуации; − развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами; − развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности; − всегда помнить принцип функциональной грамотности: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике». Инструменты по формированию математической грамотности школьников: − технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах); − проблемное обучение (проблемные задания, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям); − моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа; − работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами; − игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи — шутки). Основная цель учителя – научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые преподавателем, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Итак, математическая грамотность как компонент функциональной грамотности включает следующие характеристики: 1. Понимание. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знании, умений. 2. Способность. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 3. Владение. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. Формирование функциональной математической грамотности обучающегося базируется на понимании необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценке разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знании, умений Первая группа математических заданий на формирование понимания. К этой группе учебных заданий можно отнести те, в которых показано практического применение полученных знаний в повседневной жизни. Результатом решения этих задач является готовность ученика ответить: «Как применить изученное для решения жизненных задач?» Пример учебного задания. Цель задания: узнавание, чтение, запись чисел, величин. Класс: 4 класс. Задание. Запишите цифрами числа, встречающиеся в предложениях. Уменьшилась численность населения в Магаданской области: в 2017 году насчитывалось сто сорок пять тысяч пятьсот семьдесят ( . . . . . . .) человек, а в 2022 году – только сто тридцать пять тысяч девятьсот семь ( . . . . . . .) человек. Пояснения. Такие задания предлагаются в период изучения темы «Чтение и запись многозначных чисел». Для выполнения обучающийся должен применить алгоритм записи многозначного числа в пределах миллиона. При записи многозначного числа нужно следить за тем, чтобы в разрядах каждого класса было три цифры. Применение умений читать и записывать многозначные числа как компонентов математической грамотности будет востребовано учащимися не только при изучении математики в 5-6 классах, но и на протяжении всей жизни. Вторая группа математических заданий на формирование понимания. К этой группе учебных заданий относят задачи, связанные с решением с помощью арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия. Пример учебного задания. Класс: 2 класс. Задание. Как вы думаете, хватит ли 300 рублей на покупку трех батончиков по 99 рублей? Объясните почему. Пояснение. Второклассники могут обсудить практическое и математическое решение проблемы. Практическое решение состоит в установлении соответствия между каждым батончиком и купюрой в 100 р. На покупку батончика достаточно одной купюры, тр