Формирование математической грамотности на уроках математики

Автор: Гетте Светлана Анатольевна

В современной школе функциональная грамотность понимается как «со­вокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворе­ния житейских проблем». Приведение школьного образования в соответствие с потребно­стями современного времени — вот та необходимость и важность, на которую указывает Фе­деральный государственный образовательный стандарт. В статье рассматривается функцио­нальная грамотность как базовый навык современных школьников.

Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функци­ональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся. Функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математиче­ские знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одна из составляющей функциональной грамотности — это математи­ческая грамотность учащихся.

Математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суж­дения и использовать математику в жизни. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладаю­щий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Современный цифровой мир с одной стороны облегчил жизнь человека, а с другой сто­роны, наоборот, усложнил. Перед человеком открывается многообразие цифрового мира. Те­перь большая свобода выбора, и сделать правильный выбор часто означает сэкономить деньги или их не потерять, для этого надо иметь как минимум читательскую грамотность.

Функциональная грамотность — это ключевые умения, которые позволяют решать не­рафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать за­дачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обуче­нию через включение практических занятий, направленных на формирование навыков приме­нения полученных знаний в жизненных ситуациях.

К сожалению, в учебниках математики задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Важно научить ученика решать прак­тические задачи.

Сейчас множество задач практического содержания включены в экзаменационный ма­териал ОГЭ и ЕГЭ. И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирова­ния навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную гра­мотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема фор­мирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Все задачи по развитию функциональной грамотности я разбиваю на разделы: чита­тельская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрия.

Для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ задания из данных разделов применяю практи­чески на каждом уроке начиная уже с 5 классов.

При отборе содержания заданий учитываю каждую основную тему традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, веро­ятность, статистика, элементы теории чисел.  систематически включать в урок компетентностью задачи или задания на применение пред­метных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Геометрия.

Функциональная грамотность в геометрии — один из важнейших блоков. Сама наука геометрия произошла благодаря запросам повседневной жизни к науке. Геометрия окружает нас повсюду, например, в архитектуре и картах. Поэтому важно развивать геометрическую интуицию и уметь применять геометрические методы на практике. В связи с этим необходимо решать большое количество задач с практическим содержанием.

В рамках этих тем значительное внимание уделяю ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические по­казатели и др.).Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в про­цессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной си­туации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной за­дачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю — не знаю — хочу узнать.

Типы учебных задач:

       Задачи с лишними данными;

       Задачи с противоречиями;

       Задачи с недостаточными данными;

       Задачи, имеющие несколько вариантов решения.

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися пред­полагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого предлагаю учащимся решить ситуационные, практико-ориентированные задания, за­дачи открытого типа.

       Типы задач:

       Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения кото­рой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучае­мых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

       Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для реше­ния нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, при­чем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

       Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой под­росток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных обла­стей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

       Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обуча­ющегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стиму­лирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса зна­ния в широкий социально-культурный контекст.

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматри­вать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспиты­вают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить анали- тико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо:

  регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

 


 

 


×
×