Формирование метапредметных компетенций на уроках геометрии при решении практико-ориентированных задач

Автор: Марина Анатольевна Анчукова

Формирование метапредметных компетенций на уроках геометрии при решении практико-ориентированных задач Анчукова Марина Анатольевна преподаватель математики СПБ ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Как следствие возникает проблема организации процесса формирования метапредметных компетенций у обучающихся, которые могут потенциально иметь для них личную значимость. Применительно к преподаванию геометрии эта проблема может решаться, например, через практико-ориентированные задания при изучении темы «Объемы многогранников и тел вращения». Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков обучающихся, в том числе с использованием элементов производственных процессов. Решение задач средствами математики содержит три основных этапа: перевод исходной задачи на язык математики, решение полученной математической задачи, интерпретация найденного решения. Этот метод математического моделирования, например, для задач, которые решают обучающиеся на экзамене по «Древесиноведению и материаловедению», который проходит в 4 семестре по специальности 35.02.03. Технология деревообработки и имитирующий реальную жизненную ситуацию: «Определить плотность древесины, если образец при данной влажности имеет размеры: ширину 0,07 м, толщину 0,08 м, высоту 0,034 м, масса составляет 109 грамм.». Составим перечень формируемых компетенций: 1) понимание того, что основными понятиями в задаче является: объем и масса (одни из наиболее применяемых понятий в обычной жизни); 2) мысленное (если есть необходимость–графическое) моделирование ситуации, представленной в задаче (рисунок, чертеж); 3) знание формулы объема и единиц измерения, формулы плотности вещества; 4) умение осуществлять операцию перевода одних единиц измерения в другие, например граммы в килограммы; 5) умение вычленить и решить простую текстовую задачу. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” в решение “жизненной” задачи. Прежде всего, практико-ориентированная задача – это текстовая задача, носящая не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее математического разрешения средствами математики. В практико-ориентированных задачах немаловажным является понимание нематематической ситуации, описанной в ее фабуле. Обучающиеся в этой ситуации опираются не только на математические знания, но и на жизненный опыт. Если это понимание отсутствует или недостаточно, то решение математической части задачи приводит к затруднению. Геометрический материал развивает мышление, играет важную роль в формировании у обучающихся умения учиться и связывать практику с теорией. Практико-ориентированные задачи здесь крайне важны, так как при их решении внимание обучающихся акцентируется на практическом применении свойств и теорем в повседневной жизни, раскрывается связь геометрии с окружающей действительностью. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда обучающийся воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Можно сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность обучающегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования. Литература 1.Практико-ориентированные задания в школьном курсе математики: учебно-методическое пособие / И. Г. Малышев, М. А. Мичасова. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. — 59 с. 2.Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе// Международный журнал экспериментального образования.–2014.–№7-1.–С.129-133

×
×