Автор: Башарова Светлана Владимировна
Педагог-учёный В. А. Сухомлинский писал: «Страшная опасность — безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает морально, калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере — мысли, т.е на уроке».
Как избежать, описанной Сухомлинским ситуации ?
Один из способов – формирование метапредметных компетенций на уроке географии.
Каковы же признаки метапредметного урока?
-Самостоятельная учебная деятельность учащихся
— Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
-Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Для этого используются следующие образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Позвольте мне представить Вам фрагмент урока в 8 классе, где формируем метапредметные компетенции. Тип урока: урок обобщающего повторения. Уровень – базовый.
Уважаемые, гости , У меня на столе лежит корзина. Что это? Семечко. А это? Яблоко.
Что мне нужно, чтобы это семечко стало яблоком?
Вода. Земля. Питательные вещества, приемлемая температура…
Как вы, думаете, мы сможем вырастить яблоко за полярным кругом России?
А можно в России вырастить ( достаем из корзины), апельсин, мандарин?
Почему мы не сможем получить урожай тропических культур?
-Попробуйте, сформулировать тему урока. О чем пойдет сегодня речь?
Если затрудняются , пословицы для подсказки:
· Лето дождливое — зима снежная, морозная.
· Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная..
· Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.