Автор: Киприянова Ульяна Сергеевна
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мышление — важный процесс познания, позволяющий выделять признаки предметов, искать связи и делать выводы. Развитие интеллектуального потенциала — ключевое условие для развития общества.
Большинство образовательных программ ориентированы на передачу знаний, но не развивают умение оперировать информацией. Психологи и педагоги признают необходимость формирования мыслительных процессов в обучении. Проблема поиска эффективных форм обучения дошкольников разрывает связь между необходимостью развития мышления и отсутствием практических методов.
В дошкольном возрасте у детей развиваются функции психики и формируются виды деятельности, важные для познания. Цель исследования — проверить эффективность методов формирования мыслительных процессов у дошкольников. Объект исследования — развитие мыслительных процессов у дошкольников.
Предмет исследования: развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: изучить литературу, рассмотреть сущность и особенности мыслительных процессов дошкольников, провести эксперимент по их формированию.
Гипотеза исследования: игровые упражнения положительно влияют на развитие мыслительных процессов дошкольников.
Применяемые методы: анализ литературы
Основа исследования — работы психологов и педагогов, изучающих развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста.
Мышление ‑ это «высший психический познавательный процесс, который представляет собой опосредованный и обобщённый способ отражения действительности, выражающийся в форме творческого преобразования» [Рубинштейн, 2020].
Основываясь на взглядах исследователей в области психологии, таких как А. В. Брушлинский, А. В. Петровский, В. В. Селиванов, мышление определяется как психический процесс, возникающий в результате мыслительной деятельности человека. При этом отмечается, что процесс мышления ‑ это «сложный системный процесс, социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, направленный на установление связей и отношений между познаваемыми предметами и явлениями, на поиск открытия нового знания, что и представляет опосредствованное и обобщенное отражение действительности» [Селиванов, 2008]. В основе этого мыслительного процесса субъект анализирует (синтезирует, обобщает и т.д.) данные (образы), полученные «низшими» познавательными процессами».
В современной психологии одно из определений связано с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева. «Мышление ‑ процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты» [Леонтьев, 2019].
Данное определение дополняет и расширяет Петровский А.В.: «Мышление ‑ это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [Петровский, 1998].
Так, исследуя механизмы словесно-логического мышления А.Н. Леонтьев, пришел к экспериментальному выводу, что «процесс логического мышления подвергается ряду изменений на этапах своего развития. Среди таких этапов можно назвать: репродуцированный, синтезированный, регламентированный и программированный» [Леонтьев, 2019]. А.Н. Леонтьев, описывая особенности каждого этапа процесса логического мышления, учитывал особенности деятельности испытуемых:
1) степень развития с пособностей к произвольному воспроизведению,
2) степень осознанности действий,
3) объем логической деятельности,
4) скорость логических действий,
5) характер логических ошибок [Леонтьев, 2 019].
Успешное усвоение понятий по П.Я. Гальперину «совершается по следующему плану:
а) практическое действие с предметами, изображениями, словесными обозначениями, которые охватывает данное понятие;
б) действия «в плане громкой речи»;
в) действия «в уме» [Гальперин, 2023].
Ключевая форма мышления — это суждение, которое представляет собой комбинацию понятий, выведенных в результате мыслительных процессов. Рассуждение направлено на подтверждение, опровержение или оспаривание суждения, представляя его причины и сравнивая с другими установленными суждениями.
Особенности мыслительных процессов дошкольников\
Дошкольный возраст считается периодом активного развития психики, так считают педагоги и психологи. Особенностью этого этапа развития является то, что изменения затрагивают все аспекты, начиная от усовершенствования психофизиологических функций и заканчивая формированием сложных новых черт личности [Кочеткова, 2013].
Согласно мнению Ж. Пиаже, «можно выделить две функции мысли: функцию объяснения и функцию включения, которые не представляют собой две замкнутые области, а скорее составляют единую мыслительную деятельность» [Пиаже, 1999].
Характеристика детского мышления заключается не только в стремлении объяснить происходящее в каждой ситуации, но также в поиске оснований для этого. Именно отсюда проистекает функция объяснения. Функция объяснения направлена на попытку извлечь материальный результат из предположений, будь то последующие действия или события. Что касается функции включения, ее направлением является центростремительное стремление мысли к поиску руководящего мотива или идеи, в то время как функция объяснения стремится к материальным объектам. Однако начальное детское мышление одинаково далеко как от идей, так и от объектов, занимая промежуточное положение [Тамберг, 2007].
Следует обратить внимание на потенциальные интеллектуальные возможности ребенка. Французский психолог Т. А. Рибо выявил зависимость развития мышления от возраста. Он утверждал, что в возрасте 5-7 лет потенциальные возможности развития мышления достигают своего пика, а затем происходит некоторый спад. При этом степень спада зависит от нескольких факторов, включая уровень развития мыслительных процессов и наличие креативности. Сформированность умственных операций, находящаяся между наглядно-действенным и абстрактно-логическим мышлением, служит признаком качественного развития мышления. Следовательно, если уровень развития мыслительных процессов находится на высоком абстрактно-логическом уровне, потери «качества мышления» с возрастом будут незначительными.
Отметим еще одно важное свойство мышления старших дошкольников. Ребенок не всегда способен полностью понять огромное количество информации только через устное общение с взрослыми. Однако он легко осваивает знания, когда они представлены в виде действий с моделями. Исследования Е. Л. Яковлевой подтверждают этот факт. Она указывает на то, что слово само по себе еще не является для дошкольника самостоятельным средством мышления несмотря на то, что у него уже заметны предпосылки для развития наглядно-образного мышления. При выполнении поставленных перед ними задач дети часто не могут объяснить словесно свои действия.
Однако, в процесс е принятия решений дошкольники постепенно начинают использовать логическое мышление, усваивая простейшие понятия и развивая умение рассуждать и делать выводы. Исследования З. А. Зак подтверждают, ч то в дошкольном возрасте формирование образного мышления способствует созданию основ абстрактных понятий и представлений. Она также утверждает, ч то ребенок, начиная устанавливать связи между объектами и явлениями, постепенно развивает способность осознавать ситуации, требующие специального разрешения. Осознание неопределенности воспринимаемого заставляет его стремиться к объяснению и пониманию явлений. Таким образом, развивая предпосылки для других форм мыслительной деятельности, он использует мышление д ля познания явлений, выходящих за пределы его собственной деятельности [Зак, 1999].
Итак, процесс формирования мышления в дошкольном возрасте тесно связан с развитием способности произвольно оперировать представлениями, и во многом зависит от степен и развития этих представлений. Эта способность существенно развивается к 6 годам благодаря усвоению новых методов интеллектуальной деятельности с окружающими предметами, что происходит в процессе развития и обучения ребенка в этом возрасте. Эти условия определяют изменчивость возрастных границ уровней интеллектуального развития и имеют онтогенетические барьеры, которые влияю т на результативность воздействия на процесс развития на каждом возрастном этапе.
Содержание работы по формированию мыслительных процессов дошкольников
Одно из принципиальных положений, исходя из дидактических законов и опыта педагогической работы, заключается в том, что при планировании образовательных занятий желательно учитывать возрастные особенности каждого ребенка. Уровень знаний в каждом возрастном периоде различен из-за индивидуальных особенностей интеллектуального и психического развития.
Опыт педагогической работы показывает, что дети лучше усваивают знания и навыки, когда они приобретают их через игровую активность. Это видно на примере улучшения усвоения материала, развития творческого мышления и формирования интереса к учебе. Поэтому игровая деятельность должна являться ключевым компонентом образовательного процесса детей.
Таким образом, игра играет важную роль в познавательной деятельности детей. Грамотно спланированные игры способствуют развитию ментальных и физических способностей детей, а также пробуждению интереса к обучению. Очень важно, чтобы взрослые осознавали этот факт и уделяли достаточное внимание планированию игр, направленных на познание у детей.
Условия развития и психические особенности детей определяют уровень сложности и количество задач в дидактической игре. Обычно такая игра фокусирует внимание на конкретном аспекте, вокруг которого строится весь процесс игры (напри мер, цвет, форма или размер предмета). Целью каждой дидактической игры является развитие мышления ребенка, его умение сравнивать, обобщать информацию, классифицировать предметы и явления в окружающем мире, а также расширение его опыта.
Рассмотрим требования к дидактическим играм для детей дошкольного возраста:
• «дидактическая игра должна способствовать возникновению интереса у детей, поскольку продуктивное обучение считается невозможным без его наличия;
• игровую задачу дидактической игры необходимо сформировать таким образом, чтобы у ребёнка была возможность проявить свои способности, тем самым формируется его уверенность в себе и появляется стимул к последующему развитию;
• процесс проведения дидактической игры желательно строить путем вовлечения ребёнка в соревнование с другими детьми, что способствует стимулированию его активности;
• дидактическая игра должна предоставлять самостоятельность в формировании навыков и умений, в поиске знаний, потому как это необходимо для самообразования детей, формирования способности принимать решения и логически мыслить;
• по ходу дидактической игры детей стоит поощрять за успехи или иной деятельность различными способами, при этом похвала не должна быть только за победу в соревновании на скорость, а, например, за демонстрацию новых знаний, навыков и умений в ней, усердие при выполнении задания» [Ермолаев, 2010].
Интеллектуально-познавательный процесс мышления занимает важное место в жизнедеятельности людей. Оно позволяет человеку познавать новое и неизвестное, а также устанавливать связи с уже известным. Мышление представляет собой социально-обусловленный поисковый процесс, направленный на анализ и синтез, а также на открытие новых понятий, знаний, идей и явлений действительности. Взаимосвязи между ними обеспечивают полное понимание сущности предметов или явлений.
При рассмотрении мышления как важного аспекта жизни человека, необходимо учитывать его особенности на разных возрастных этапах. В дошкольном возрасте процесс мышления тесно связан с умственным развитием ребёнка. Детская игра играет ключевую роль в познавательном характере их деятельности, поэтому использование дидактической игры считается наиболее естественным и эффективным методом обучения.
Дидактические игры представляют собой обучающие формы деятельности, которые не только обогащают опыт ребёнка, но и развивают его мышление, способствуя умению сравнивать, обобщать информацию, и классифицировать предметы окружающего мира. Эти игры также способствуют усвоению знаний, овладению формами познавательной деятельности, и считаются эффективным средством обучения и воспитания детей.