Автор: Снежана Николаевна Петухова
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Петухова Снежана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок», Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, а именно необходимо приучать соблюдать элементарные культурно — гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье. В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, мы придерживаемся следующих целей и задач: сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
А для того, чтобы работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ была эффективной, мы учитываем: возрастные и индивидуальные особенности детей; создаем в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников; систематически и целенаправленно проводим работу с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.
Основными элементами здорового образа жизни детей раннего возраста являются: режим дня, утренняя гимнастика, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения и спорт, закаливание, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, эмоциональное здоровье.
Одной из основных проблем, с которой приходится часто сталкиваться – это несоблюдение режима дня детей дома. Дети не могут дотерпеть до обеда и засыпают за столом. Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна. В то время как, правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. (Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни). Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, подвижные игры укрепляющие здоровье детей. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей. При этом используются разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики, ленточки, палочки, яркие флажки, платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Также развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется и во время утренних и вечерних прогулок. Каждая такая прогулка имея определенное содержание, оздоравливает и развивает одновременно.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Его цель – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.
Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей. Одними из закаливающих процедур являются, например: воздушные ванны, прогулки, воздушно — температурный режим. В летний период мы практикуем утренний прием на улице, сон без маечек, хождение босиком по «Дорожкам здоровья» и мытье рук прохладной водой.
Также следует отметить еще один из способов закаливания организма — массаж. Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Массажные мячи применяют в игровых методах (сказки, стихи, разминки, игры и т.д.) в процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используются дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры (умоем куклу Таню, оденем куклу Таню на прогулку, накормим куклу машу и д.р.). Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.
Важную роль в оздоровлении детей играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми двух лет используются несложные упражнения, которые учитывают недостаточно развитую координацию движений.
Профилактика зрения – так же является одной из важнейших задач в детском саду. После каждого занятия, связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями: рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно на окна и дома; расставляем яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу, а также разучиваем несложную гимнастику для глаз.
Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.
Особое место в работе по формированию, сохранению и укрепления здоровья детей уделяется взаимодействию с родителями. С момента поступления в детский сад мы строим работу таким образом, чтоб помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Ведь здоровье, в том числе и эмоциональное, напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка. На родительских собраниях, консультациях мы учим оценивать здоровье ребенка, родителям советуем специальную литературу, оформляем в «Уголке группы» рекомендации, советы. Беседуя с ребёнком, родители могут поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Подводя итог, хочется отметить, что сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.