Формирование научно-материалистического мировозрения на уроках физики и астрономии

Автор: Хаертдинов Ханиф Габделманнапович

 

 

 

 

 Формирование научно-материалистического мировозрения

на уроках физики и астрономии

 

 

 

Хаертдинов Х.

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие.

 

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В борьбе разных мировоззрений должен  быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая бдительность, активная, оперативная и убедительная работа.

В современных условиях, характеризующихся нарастанием темпов развития науки и техники, развитием системы, подъемом ИТ технологии влияние ненаучных идей на сознание людей ослабляется. Это признают даже сами теологи. Так, например, западно-германский теолог Роджер Щутс говорит, что «техника разрушает смысл религиозности». Поэтому они  ищут новые формы приспособления своих учений к современным условиям. Сложней и разнообразнее стали методы их работы. Кроме того, в последние десятилетия в результате научно-технического прогресса церковь, мечет, сенагога изменили свое отношение к развитию науки и техники. Сейчас говорить, что это дело рук «сатаны», она уже не может, т.к. сами служители культа постоянно пользуются всеми благами научно-технического прогресса: в повседневном быту, даже в богослужениях для привлечения широких масс к своим проповедям, увеличивая таким образом личные прибыли. В настоящее время церковь всесторонне одобряет развитие науки, техники и вдвигает тактику «союза» науки и религии. Однако курс современного богословия на этот «союз» на деле означает принижение науки, умаление значения достижений её для прогресса человечества.

Таким образом, в современных религиозных: течениях по отношению к науке прослеживается ряд особенностей, которые можно выразить в следующих положениях:

I) «Ненаучность» избегает близких контактов с естественными науками, зная, что научное познание не нуждается ни в каких чудесах;

 2) поскольку в современных условиях невозможно поставить под сомнение научное знание, то «Ненаучность» пытается добиться «синтеза» веры с наукой,полагая, что, являясь неотъемлемым компонентом познания, она не может быть вытеснена из него полностью;

3) учитывая относительный характер научного познания, религия проводит разграничение сфер познания науки и веры .

В современных условиях «ненаучность» пытается не только сохранить, но и упрочить своё влияние.

На современном этапе развития советской школы более остро ставится задача не только дать учащимся необходимый минимум знаний, привить им умения и навыки, нужные в их будующей практической деятельности, но и обеспечить формирование у них основ научно-материалистического мировоззрения, не допускающего разрыва между жизнью и теорией.

Научно-материалистическому формированию мировозрения способствуют такие факторы как:

— более высокий научный уровень содержания учебных предметов;

— более высокий уровень развития логического мышления старшеклассников;

— повышенный интерес детей старшего школьного возраста к вопросам мировоззренческого характера;

— в этом возрасте происходит самый интенсивный процесс воспитания нравственных качеств человека.

В деле обучения и формирования у школьников научно-материалистического мировоззрения большая роль принадлежит курсу физики, поскольку физика справедливо считается лидером наук о природе. Однако до сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу современных школьных программ, учебников и учебных пособий по физике в плане научно-материалистического воспитания; недостаточно изучена методика работы по научно-матералистическому воспитанию учащихся в старших классах. Следствием недостаточной теоретической разработанности вопросов методики научно-материалистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике является отсутствие должного к нему внимания в деятельности учителя, что снижает роль учебного предмета в формировании научно-матералистических взглядов и убеждений учащихся средней школы.

При формировании научно-матералистических взглядов и убеждений у учащихся старших классов при обучении физике я исходил из следующей гипотезы:

— Роль учебного предмета физики в формировании у учащихся научно-матералистических взглядов и убеждений значительно повысится, если в процессе преподавания своего предмета в тесной связи с содержанием изучаемого материала учитель будет целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению возникновения в сознании учеников ненаучных  предрассудков, раскрытия материалистической природы изучаемых физических явлений и выявления причинно-следственных связей между ними, раскрытия диалектической взаимосвязи физических явлений с явлениями изучаемыми на учебных занятиях по другим предметам.

Формированию у учащихся твёрдых научно-матералистических убеждений будет способствовать создание в учебном процессе ситуаций, требующих от учащихся самостоятельных доказательств научной несостоятельности разных учений и суеверий, ложного объяснения научных фактов, их фальсификации.

Исходя из общей цели и сформулированной гипотезы, я поставил следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы научно-материалистического воспитания учащихся в педагогике, психологии, методике преподавания физики, в практике обучения физике в 7-11 классах.

2. Определить основные направления в деятельности учителя физики по научно-матералистическому воспитанию учащихся, основные научно-матералистические идеи и понятия, сущность которых должна быть раскрыта перед учащимися в процессе обучения физике.

3. Разработать методику работы по научно-матералистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике (осуществить отбор научно-материалистического материала, который мог бы быть раскрыт в связи с изучением конкретных вопросов курса физики, определить его место в учебном процессе, способы и приемы раскрытия).

4. Проверить в экспериментальном обучении влияние применения разработанной системы на формирование научно-матералистических взглядов и убеждений старшеклассников.

5. Разработать методические рекомендации для учителей школ по совершенствованию процесса научно-материалистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике.

 

 

 

 

 

 

 

2. Ненаучные мировоззрения. (Характеристика диаграммы)

 

Альфабиотика — это альтернативная медицинская практика, основанная на том, что «все болезни являются результатом дисбаланса и отсутствия жизненной энергии».

Автомати́ческое письмо́ — процесс письма, который предположительно является продуктом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки

Акупунктура – это направление в китайской медицине, при котором воздействие на организм человека осуществляется специальными иглами через особые точки на теле, путем введения их в эти точки и манипуляций ими.

Ангел- духовное, бесплотное существо, которое сообщает волю Бога и обладает сверхъестественными возможностями.

Ангельская терапия— метод лечения, представляющий собой синтез психотерапии и целительства. Исцеляется человек, обращаясь за помощью и общаясь с ангелами.

Антивакцинаторство-общественное движение, оспаривающее эффективность, безопасность и правомерность вакцинации.

Антропософия Религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии и основанное в 1912 году Рудольфом Штейнером.

Ароматерапия-разновидность альтернативной медицины, в которой используются полезные свойства растительных эфирных масел.

Астрология-группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

Аюрведа– это индийская идеология жизни, согласно которой главной ценностью считается здоровье.

Библейский код-Представление о тексте Торы и Танаха (Библии) как о коде, содержащем скрытые смыслы и предсказания.

Биоэнергетика (биологическая энергетика) — междисциплинарная наука, раздел биологии, изучающий совокупность процессов преобразования внешних ресурсов в биологически полезную работу в живых системах.

Внетелесный опыт (ВТО или иногда OOBE) — это явление, при котором человек воспринимает мир из места, находящегося за пределами его физического тела.

Вуду- синкретические культы

Геоманти́я — гадание с помощью земли; популярный в арабских странах метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок.

Гомеопатия — это медицинский метод, основанный на индивидуальном подходе к пациенту как с точки зрения диагностики, так и с точки зрения подбора лекарств.

Детоксикация— процесс разрушения и обезвреживания различных токсических веществ химическими, физическими или биологическими методами.

Исцеление  верой-доктрина, утверждающая возможность сверхъестественного физического исцеления от болезни или врожденного дефекта тела.

Карма — это причинно-следственная связь между нашими действиями, решениями и их результатом.

Ка́ртыта́ро́ — колода карт, используемая с середины XV века в различных частях Европы для карточных игр, во многие из которых играют и сегодня. С конца XVIII века карты таро стали использоваться и для гадания.

Креациони́зм — религиозные представления, религиозное и философское учение, согласно которому мир и человек были созданы Богом посредством сверхъестественного акта творения.

Круги на полях, или агроглифы, — геоглифы; геометрические рисунки в виде колец, кругов и других фигур, образованные на полях с помощью полёгших растений. Самым ранним упоминанием считается брошюра «Дьявол-косарь» 1678-го года. Инцидент был описан в 1834-ом году в сказке «Конёк-горбунок» Петром Ершовым.

Левита́ция(от лат. levitas — «лёгкость, легковесность») — преодоление гравитации, при котором субъект или объект пари́т в пространстве (левитирует), не касаясь поверхности твёрдой или жидкой опоры. Левитацией не считается[источник не указан 1158 дней] полёт, совершаемый за счёт отталкивания от воздуха, как у насекомых, птиц или рукокрылых, или планирование, как у белок-летяг, шерстокрылов, летучих рыб или украшенных древесных змей.

Литотерапи́я, также камнелече́ние — один из методов альтернативной медицины, лечение с использованием камней. Литотерапия определяется как пример псевдонаучной теории в медицине

Лозохо́дство— группа парапсихологических практик, декларирующая возможность обнаружения скрытых предметов, обычно расположенных под землёй, таких как полости, источники воды, залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т. п. с помощью лозы, специальной рамки, маятника или иных приспособлений.

Лу́нныйза́говор — ряд теорий заговора, центральной идеей которых является утверждение о фальсификации американской космической программы «Аполлон» (1969—1972) и, в частности, шести высадок американских астронавтов на поверхность Луны.

Маги́ческийкриста́лл (также — хрустальный шар) — известный по многим легендам европейского Средневековья предмет, представляющий собой кристаллический или стеклянный шар, который якобы обладает магическими свойствами.

Моли́тва— духовная практика во многих религиях.

Мощи (нетленные останки) святых, согласно верованиям христиан, обладают чудодейственной силой. Если к ним прикоснуться, можно излечиться от многих болезней, защититься от зла и демонской силы.

Нумероло́гия— вера в религиозные, эзотерические или мистические связи между числами и будущим или характером человека.

ОккультизммОбщее название оккультных наук и искусств (оккультная философия, алхимия, астрология, магия, теургия, психургия, онейрокритика, некромантия и др.), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе.

Оргоническая энергия, или Оргонная энергия (от лат. organismus — «живое существо») — термины, использованные психоаналитиком В. Райхом в псевдонаучной сфере для обозначения гипотетической «универсальной энергии жизни».

Полая Земля — совокупность псевдонаучных и эзотерических идей о существовании внутри Земли обширной полости или полостей, размеры которых сравнимы с размерами самой Земли.

Полтерге́йст— распространённое название для явлений, которым приписывается мистическая и паранормальная природа, не связанная с конкретным мистическим существом или фольклорным персонажем.

Пресуществление-богословское понятие (термин), обозначающее превращение в Таинстве Евхаристии существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Прикладна́якинезиоло́гия— вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году американским хиропрактиком Джорджем Гудхартом.

Применение банок— применение небольших грушевидных стеклянных сосудов, употребляемых в медицине с целью вызвать местный прилив крови (обычно при заболевании органов грудной клетки).

Разумный замысел — псевдонаучная концепция, одна из разновидностей креационизма, в рамках которой утверждается, что живые организмы были созданы неким «разумным.

Регрессия прошлой жизни (англ. Pastliferegression, PLR) — псевдонаучная техника использования гипноза для обнаружения того, что практикующие эту технику считают воспоминаниями людей о прошлых жизнях или реинкарнациях.

Реинкарнация — это философская или религиозная концепция, согласно которой нефизическая сущность живого существа начинает новую жизнь в другой физической форме или теле после биологической смерти.

Религиозный фундаментализм – это тенденция, отражающая негативную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризационные процессы.

Рефлексоло́гия— является частью физиологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека.

Рольфинг («структурная интеграция») — система мануальной терапии с элементами кинезитерапии, созданная американской исследовательницей Идой Полин Рольф в 1920-х гг.

Рэ́йки (яп. 霊気), Рейки — вид альтернативной медицины, в котором используется техника так называемого «исцеления путём прикасания ладонями» (англ. palmhealing). Профессионалами иногда классифицируется как вид «восточной медицины».

Сайентолог-Последователь, адепт полурелигиозного учения, согласно которому человек должен осознать собственное бессмертие, множественность жизней

Силова́я ли́ния, или интегра́льная  крива́я — графическое средство для наглядного представления векторных полей. Изображается в виде кривой, касательная к которой в любой точке совпадает по направлению с вектором векторного поля в этой же точке.

Сне́жный  челове́к — мифическое обезьяноподобное и человекоподобное существо, криптид, якобы обитающий в различных высокогорных или лесных регионах мира.

Спиритизм-религиозно-филосоская доктрина.

Спирити́ческий  сеа́нс — мистический ритуал, проводимый обычно в специальном помещении, участники которого стремятся увидеть или получить какое-либо сообщение от души умершего человека. Часто, но не обязательно, на сеансе присутствует медиум. Ритуал может производиться по различным правилам

Стигма́ты(греч.στίγματος — «знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации[1] — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте.

Телепа́тия— не имеющая надёжных экспериментальных доказательств гипотетическая способность мозга передавать и принимать мысли, образы, чувства и неосознаваемое состояние другому мозгу или организму на расстоянии, без использования каких бы то ни было известных средств коммуникации или манипуляции.

Тро́ица (др.-греч. Τριάς, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о трех Лицах единого по существу Бога.

Туринская плащаница-Льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра с негативным изображением мужчины в полный рост, видами спереди и сзади, почитаемое как святыня католической и православной церквей.

Уиджа, «Уиджи» или «Оуйя» — доска для спиритических сеансов вызова душ умерших с нанесёнными на неё буквами алфавита.

Ушные свечи-приспособление цилиндрическое из хлопчатобумажной ткани, пропитанное воском и эфирными маслами для оказания теплового и обезболивающего воздействия на наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Фэншуй, или фэн-шуй — даосская практика символического освоения пространства. Адепты считают, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения. Заявленная цель фэншуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

Хилерство – (от англ. Heal- исцелять)- вид целительсва, предполагающий способность проводить операции без использования хирургических инструментов, непосредственно проникая руками сквозь кожу.

Химиотра́ссы— понятие из теории заговора, согласно которой «оккупационное правительство» тайно распыляет c пассажирских самолётов некие «химикаты».

Хиромантия ­χείρ «рука» + μαντεία «гадание; пророчество») — одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней — папиллярным и особенно флексорным линиям, а также холмам на ладони и по внешнему виду руки.

Хиропра́ктика— псевдонаука,одна из форм альтернативной медицины,основные принципы которой заключаются в (теоретической) постановке диагноза и лечения с помощью манипулирования опорно-двигательным аппаратом, особенно позвоночником.

Хроники Ака́ши, также акаши́ческие записи — теософский эзотерический, а также антропософский термин, описывающий мистическое знание, закодированное в нефизической сфере бытия. Нет никаких научных доказательств достоверности Хроник Акаши.

Ци, иногда чи — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух», «дыхание», «энергия», «жизненная сила».

Чакра, или падма в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана, а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги

Чудеса — Чудесами в Библии называются необычайные, необъяснимые для человеческого ума деяния, совершаемые силой Божией.

Шиа́цу́ — японский вариант точечного массажа, вид альтернативной медицины — мануальная техника акупрессуры, создана в Японии в 1912 году.

Экзорци́зм— обычай или обряд в рамках различных религий и верований, состоящий в изгнании из человека бесов или другой вселившейся в них нечистой силы путём совершения определённого ритуала той или иной степени сложности

Экстрасенс — человек, предположительно обладающий способностями к экстрасенсорному восприятию

Эсхатоло́гия — раздел богословия, религиозное учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира — в «вечности».

Яснови́дение — сверхъестественная способность получать информацию о событиях прошлого, настоящего и будущего, недоступную для получения рациональными способами. В отличие от гаданий, спиритизма и т.д., ясновидение предполагает привязку к личности ясновидящего, а не к используемым им методам.

 

 

 

 

Поурочный план

 

Урок№                                                                                  Физика-11

 

Тема: Научная  физическая картина мира.

 

Цели:

 

Образовательные: обеспечение усвоения сложного понятия «Физическая картина мира» (ФКМ), через обобщение курса физики и астрономии, раскрытия фундаментальных физических идей, их диалектико-материалистического толкования.

 

Воспитательные: обеспечение осознания учащимися своего места в материальном физическом мире, выработка интереса к этому миру с целью формирования собственной позиции; развитие познавательной самостоятельности учащихся, способствование их нравственному и эстетическому воспитанию.

 

Развивающие: развитие умения выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли; развивать у учащихся умения находить аналогии, приводить собственные примеры физических явлений в окружающей действительности; развивать эмоции, для чего создавать на уроке ситуации удивления, парадоксальности.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция.

Д/з: § 117,118.

 

Ход урока

                                I.         Организационный этап. 

                             II.         Актуализация знаний (постановка темы и основной проблемы урока)

Фронтальная беседа по карточкам, закреплённым на доске: Как устроен окружающий мир? Каким образом он произошёл и какова его дальнейшая судьба? Каковы его «самые простейшие кирпичики»? Чем заканчивается иерархия его материальных форм при переходе из глубокого микромира в далёкий космос? Можно ли познать мир «до конца» и построить единую, всеобъемлющую теорию, которая бы объясняла и в принципе позволяла бы рассчитать любое физическое явление природы?

                         III.         Выступление учителя.

Всё пространство можно представить следующим образом (табл. 1):

 

 

Таблица 2

ЧЕТЫРЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тип взаимодействия

Сравнительная интенсивность

Радиус действия, см

Сфера действия

Гравитационные силы

10–39

Вселенная

Сильные силы

102

10–13

Ядра и элементарные частицы

Слабые силы

10–14

10–16

Превращения элементарных частиц

Электромагнитные силы

1

От атомного ядра и элементарных частиц до космоса

? Какой основной закон физики описывает гравитационное взаимодействие?

Ответ: Закон всемирного тяготения.

?Какие основные законы лежат в основе электромагнитного взаимодействия?

Ответ:  Законы Кулона, Ампера, Фарадея – они были объединены Максвеллом.

Рассмотрим основные этапы развития физической картины мира.

1. Механическая картина мира. Сформулируйте принцип относительности, пожалуйста.

Учащиеся. Равномерное и прямолинейное движение замкнутой системы тел относительно некоторой инерциальной системы не влияет на механические процессы, протекающие в ней при одинаковых начальных условиях.

Учитель. По какому закону происходит движение звёзд внутри нашей Галактики? (Показывает интерактивную модель «Вращение Галактики» из раздела «Лаборатории» мультимедийного курса?)

Учащиеся. По закону всемирного тяготения Ньютона.

Учитель. Проведём эксперимент. (Проводит опыт с движущейся платформой и движущимся на ней автомобилем.) Галилей первым сформулировал чёткую механическую картину мира. Целостная картина мира была создана И.Ньютоном. В чём заключаются основные положения механики Ньютона? Сформулируйте законы движения и взаимодействия тел в ньютоновской механике. Каковы ньютоновские представления о пространстве и времени? В чём ограниченность законов Ньютона? Как действуют тела друг на друга в механике Ньютона?

Учащиеся. Такие взаимодействия осуществляются мгновенно через пустоту (теория дальнодействия).

Учитель. Итак, сделаем вывод: «Законы Ньютона имели огромную предсказательную силу, они универсальны. Законы Ньютона дали возможность представить мир как стройное, единое, упорядоченное целое».

Перейдём ко второму этапу формирования картины мира.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Со времени Демокрита атом считался неделимым

Открытие электрона (Дж.Томсон) и явления радиоактивности говорили о сложной структуре атома

Электромагнитные волны, свет рассматривали как нечто непрерывное

Работы Планка, Эйнштейна и Бора вынуждали признать, что свет излучается, распространяется и поглощается в виде отдельных порций, квантов

Одной из основ классической механики Ньютона являлось утверждение о том, что масса тела или частицы есть величина постоянная

Из опытов В.Кауфмана и теории относительности Эйнштейна следовала зависимость массы от скорости

Из преобразований Галилея, лежащих в основе классической механики, следовала абсолютность длины и промежутков времени

СТО Эйнштейна требовала признать, что длина и промежуток времени относительны, различны в разных системах отсчёта

Классическая механика исходила из того, что предшествующее состояние материальной точки однозначно предопределяет её последующее состояние

Введённое Луи де Бройлем представление о волновых свойствах частиц и опытное подтверждение этой идеи Л.Джермером, Р.Дэвиссом и П.С.Тарковским означало, что невозможно однозначно указать, где будет находиться частица в следующий момент времени, что можно указать лишь вероятность её следующего состояния, что нельзя говорить о траектории движения электрона в атоме

В классической физике считалось, что законы механики Ньютона применимы к любым движениям любых материальных объектов, а законы электродинамики справедливы для любых электромагнитных явлений

Создание СТО и квантовой теории показало, что классические законы неприменимы для быстрого движения, характерного для области микромира

2. Электромагнитная картина мира. Сформулируйте, пожалуйста, основные положения законов электромагнетизма Максвелла.

Учащиеся. На основании изучения экспериментов Фарадея Максвелл предположил существование в природе особых волн, которые он назвал электромагнитными волнами. Процесс распространения электрического и магнитного полей и есть распространение электромагнитной волны. Напряжённости этих полей зависят от времени и координаты.

Учитель. В основе теории Максвелла лежат некоторые законы, известные вам из курса физики. Какие?

Учащиеся. Закон электромагнитной индукции, законы Кулона и Ампера, эксперименты Фарадея. (По желанию выходят и демонстрируют соответствующие опыты по электростатике и электродинамике.)

Учитель. Итак, некоторые выводы электромагнитной теории: «Взаимодействие между заряженными телами осуществляется посредством электромагнитного поля. Электромагнитное поле – особая форма материи. Электромагнитные волны распространяются со скоростью света, они поперечны».

Развитие электродинамики привело к попыткам построить единую электромагнитную картину мира. Все события в мире, согласно этой картине, управляются законами электромагнитных взаимодействий.

Кульминации электромагнитная картина мира достигла после создания специальной теории относительности (СТО). Было понято фундаментальное значение конечности скорости распространения электромагнитных взаимодействий, найдены релятивистские уравнения движения, заменяющие уравнения Ньютона при больших скоростях.

Однако свести все процессы в природе к электромагнитным не удалось. Уравнения движения частиц и закон гравитационного взаимодействия нельзя вывести из теории электромагнитного поля. На рубеже XIX и XX вв. был сделан ряд открытий, которые не согласовывались с вышеперечисленными взглядами. Рассмотрим эти открытия. (На каждом столе лежит таблица «Научные открытия», учитель демонстрирует кодослайд «Атом и атомное ядро» из «Конспекта» 5.1 и интерактивную модель «Квантование электронных орбит» из «Лаборатории».)

И опять встал вопрос о замене научной картины мира, а это означало, что в физике произошла научная революция – революция во взглядах и стиле мышления.

Попытки объяснить в рамках механической картины мира электромагнитные явления оказались безуспешными. (Работа с табл. 3.)

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Название

Учёные, внёсшие основной вклад

Время создания

Механическая

Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон

XVI–XVII вв.

Электродинамическая

М.Фарадей, Дж.Максвелл, Г.Лоренц, А.Эйнштейн

Конец XIX – начало XX вв.

Квантово-полевая

Л. де Бройль, В.Гейзенберг, Э.Шрёдингер, П.Дирак

Первая треть ХХ в.

Наука – это драма, драма идей. А.Эйнштейн

Отсюда следует объективный вывод, что перечисленные выше новые открытия состоят в том, что материя многообразна по своим формам и свойствам, что свойства материи, пространства, времени зависят от движения, что все явления взаимосвязаны и представляют собой единство противоположных сторон, что количественные различия приводят к изменениям качественным.

3. Основные черты современной картины мира. Представления о материи. С точки зрения современной физики существуют два вида материи: вещество и поле. Ещё раз обратимся к табл. 1. (Беседа.) Таким образом, познание окружающего мира бесконечно. Единство мира не исчерпывается единством строения материи. Оно проявляется и в законах движения частиц, и в законах их взаимодействия. Корпускулярно-волновой дуализм присущ всем формам материи.

 

                         IV.          Закрепление материала 

Фронтальная беседа: Что мы знаем о материи? Приведите примеры бесконечного разнообразия материи. Какими свойствами обладает материя? Каковы формы движения материи? Каковы основные структурные элементы материи? Что объединяет все материальные объекты? (Единая природа – небольшое число стабильных элементарных частиц, четыре типа взаимодействия и законы сохранения.) Какие виды движения вы знаете? Что такое механическое движение? Какое движение называется тепловым? Что подразумеваем мы под электромагнитной формой движения? Что мы имеем в виду под химическим движением? под биологическим движением?

                             V.         Подведение итогов урока.

Основной вывод нашего урока: «Физическая картина мира – система представлений о строении, взаимодействии и движении материи, описываемых универсальными и специфическими законами физики». Почему для нас с вами важны представления о физической картине мира? Где мы их можем применить?

В качестве домашнего задания предлагаю каждому для себя определить, как влияют наши познания о физической картине мира на развитие других наук. Подготовьте сообщения о связи физики с другими науками.

                         VI.         Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

  Поурочный план

Урок№                                                                                  Астрономия-10

Тема урока: Современная физическая картина мира.                           Последние открытия в астрономии.                                                                                     Цели урока:   

Обучающая: сформулировать представления о современной картине мира.                                                                      Развивающая: развивать умение, диалектически подходить к анализу фактов.                                                                                                             Воспитательная: воспитывать чувство убежденности в познаваемости научно – материалистического понятия мира, показать могущество науки.                                                                                             Тип урока: комбинированный урок.                                                                                                                                                                             Методы урока: словесный (объяснение темы); наглядный: (демонстрация слайдов).                                                                                                                                                                             Межпредметная связь: химия «Элементарные частицы».                                                                                                                                                                                                                          Средства обучения: интерактивное оборудование, компьютерная техника.                           Г.К Нургалиева «Электронный учебник по физике», 11 класс.                                                          

                          Ход урока:

I. Организационный момент.                                                                            Сообщение темы и целей урока.                                                                           II. Опрос домашнего задания.                                                                                                         а) работа по карточкам-заданиям; (1подгруппа).                                                                                                                                                          б) фронтальный опрос; (2 подгруппа).                                                                                  1. Что такое элементарная частица? Что такое античастица?                                                                                                       2. Какими параметрами определяются свойства элементарных частиц?                                                                                                                  3. На какие группы подразделяются элементарные частицы?                                                            4. Какие взаимодействия называются фундаментальными?                                                                                           III. Изложение нового материала.                                                                                                                                         План урока:                                                                                           — Современная физическая картина мира.                                                                     — Достижения физики на мировоззрения людей.

   Успехи физики последних десятилетий позволяют представить, из чего устроен и по каким законам развивается окружающий нас мир.                                                                                                                                                                                  

 

Типы фундаментальных взаимодействий элементарных частиц:

1. Гравитационное взаимодействие.

3. Электромагнитное взаимодействие.

2. Сильное взаимодействие.

4. Слабое взаимодействие.

Гравитационное взаимодействие обеспечивает за счет обмена гравитона-частицы, являющей квантом гравитационного поля излучения.                                                                                                                Сильное взаимодействие переносится глюонами, которые, подобно фотонам, представляют собой безмассовые частицы.                                                                                                                                                                                         Электромагнитное взаимодействие переносится фотонами-квантами электромагнитного поля.                                                                                                                                                                                     Слабое взаимодействие происходит за счет обмена так векторных бозонов.                                                                                                        Количество элементарных частиц (их общее число, включая античастицы) более 400 и имеет тенденцию роста за счет группы адронов. Физика первая из естественных наук сформулировала ряд эвристических принципов, которые являются общими для любого научного исследования и в этом смысле могут считаться философскими принципами:                                                                              

1. причинности;

4. инвариантности;

7. неопределенности;

2. относительности;

5. дополнительности;

8. наименьшего действия;

3. сохранения;

6. соответствия;

9. симметрии.

                                                                                                Достижения физики существенно повлияли на культуру человечества, привели к созданию таких устройств и технологий, без которых трудно себе представить современный мир человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно упомянуть о современной энергетике, основанной на достижениях ядерной физики и электродинамики; технологии связи, основанной на достижениях теории электромагнитных волн и физики твердого тела; космической технике, использующей всю мощь классической механики и современной вычислительной техники.                                                          IV. Закрепление.                                                                                                       – Ответить на контрольные вопросы № 1- 4, на странице 187.                                                                                       1. Что характерно для современной физической картины мира?                                                                                                                                                                       2. Какие основные уровни организации материи характерны для окружающего мира?                                                                                                              3. Как повлияли достижения физики на мировоззрения людей?                                                                                 4. Что изменила физика в жизни людей?                                                                                                               V. Домашнее задание.                                                                                                                                                              § 46, прочитать; выучить основные понятия и термины.                                                                                                                                                                                                                                               VI. Подведение итогов урока.                                                                                             Выставление оценок с комментированием.                        

 

 

 

×
×