Формирование навыка оптимального чтения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Автор: Мурзакова Вера Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире резко изменились условия обучения. Известно, что количество новой информации удваивается каждые 2 года, поэтому многие знания быстро теряют свою актуальность. В книге Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» показана роль книги в духовной жизни ребёнка, раскрыто понятие «хорошего чтения». Великий педагог отмечал, что «чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [17].

Проблема формирования качественного чтения – одна из самых острых проблем школьного образования, и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, который учится читать. Современные социальные условия предъявляют совсем другие количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Дети младших классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться выработки оптимальной скорости чтения, именно эти дети могут получить все резервы для повышения техники чтения и восприятия информации.

Формирование и развитие навыков чтения младших школьников является актуальной проблемой учебно-воспитательного процесса, потому что чтение является основой овладения всех наук развития человеческого интеллекта. Сформированность навыков чтения является одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе[12].

Характеризуется навык оптимального чтения правильностью, сознательностью, выразительностью и беглостью. Формируются все эти качества чтения со значительными трудностями. Но каким бы сложным не был этот процесс, овладеть навыками чтения должен каждый ученик, с учетом его умения, желания, природных задатков, так как ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это небольшое удовольствие.

работы: Цель выявление оптимальных педагогических условий, направленных на формирование навыков оптимального чтения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Объект исследования: формирование навыка оптимального чтения учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования навыка оптимального чтения младших школьников в условиях общеобразовательной организации

Задачи:

1. Изучить психолого- педагогическую литературу по теме курсовой работы; выявить теоретические аспекты и условия формирования навыка оптимального чтения младших школьников во внеурочной деятельности;

2. Описать опыт работы по формированию навыка оптимального чтения младших школьников во внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организации.

Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез).

Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

1       ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАВЫКАА ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1.         Сущность понятия «навык оптимального чтения» и психолого-педагогические особенности младших школьников

 

Ребенок учится работать с книгой на всех уроках с первого дня обучения в школе. Овладение полноценным навыком чтения для обучающихся является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам; к тому же чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. В понятийно-терминологическом словаре чтение определяется, как «сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуковой речи, обозначенных буквами» [12]. И так же рассмотрим определение Г.В. Роговой: «чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи». Проанализировав два термина можно сделать вывод, что осмысление текста является первостепенной целью обучения младших школьников на уроках литературного чтения. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех видах внеклассной и внешкольной деятельности. Чтение играет огромную роль в формировании личности ребёнка, что зафиксировано во ФГОС НОО. Например, в процессе чтения ребенок приобретает такие качества, как: умение размышлять, анализировать, развитие речи, стремление сделать её правильной, красивой, всем понятной, формирование душевных качеств: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость,  умение чувствовать и понимать красоту,  осваивается правильное восприятие природы, бережливого отношения ко всему живому, умение ценить чужой труд и быть трудолюбивым,  происходит знакомство с прошлым, настоящим и возможным будущим мира [20].

С помощью книги ребенок познает мир и развивает кругозор. Беглое и осознанное чтение одни из главных навыков любого человека. Для того чтобы сформировать эти навыки, нужно начинать эту работу с начальной школы.  Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.  Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [17]. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы [9]. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка [17].

С введением ФГОС НОО изменилось отношение к урокам литературного чтения. Традиционная методика стремится научить и младших школьников работать с художественными произведениями. Современные программы всех учебных предметов также насыщены учебными текстами, что требует от учителя начальных классов научить детей относиться к слову, тексту как к источнику информации. Это особенно важно, так как в основной школе увеличивается количество устных предметов, что требует от учащихся умения перерабатывать большой объём информации и, соответственно, повышается уровень требований к сформированности навыка беглого чтения [22].  Беглое чтение — это такое качество, которое характеризуется умением читать в быстром темпе и измеряется определенным количеством слов, прочитанных за одну минуту. Сама техника чтения при этом читающим не осознаётся, основные усилия затрачиваются на осознание содержания читаемого.

В конце XX века стали появляться статьи о таком качестве чтения как, оптимальное. Об этом писали В.Н.Зайцев[15], Л.Ф.Климанова[21], Н.А. Лошкарева[3], В.А. Сухомлинский[18], И.Т. Федоренко[5], и другие.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно — познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.  Младшие школьники находятся в наиболее благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Оптимальное чтение влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения[6]. 

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту [13]. Базовым требованиям для темпа чтения является 90 – 100 слов в минуту. Методисты и учителя начальных классов долго вели дискуссию, насколько нужен такой высокий темп чтения(120-150 сл.). В погоне за количеством может пострадать качество чтения. А для формирования полноценного навыка чтения нужно и то, и другое. Необходимо учитывать и то, что, читая, ребенок выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Для понимания читаемого текста, по мнению Бунеева Р.Н, достаточно и 90 слов в минуту[9]. Это не тормозит чтение, ребенок читает с удовольствием. Однако если мы хотим подготовить младших школьников к обучению в основной школе, где в значительной степени увеличивается количество устных предметов, мы должны довести скорость чтения до оптимальной (120-150 слов в минуту). Развивая темп чтения до 150 слов, с полным пониманием прочитанного, читатель в любой момент может снизить темп чтения до 90 слов.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Чтение является сложным действием, включающим в себя: технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными, акустическими и речедвигательными образами и процесс понимания смысла, читаемого – извлечение смысла. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.  По мнению ученых и педагогов существуют несколько аспектов необходимости формирования оптимального чтения, самыми главными из которых являются:

1.                Аспект обучения: при низкой скорости чтения учащиеся затрачивают на подготовку домашнего задания от 10 до 12 часов и, как следствие, обречены на неуспеваемость.

2.                Аспект развития: в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Торопясь переключать ребенка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный, психологический процесс формирования чтения и создаем условия для появления ошибок[15].

В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно — действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями — моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление.  Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:

— Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста,

—  Слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия,

— Зависимость от жизненного опыта,

— Связь с практической деятельностью ребенка, ярко выраженная эмоциональность и непосредственность,

—  Искренность сопереживания, превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме,

— Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи [17].

В процессе обучения оптимальному чтению, необходимо организовать работу таким образом, чтобы у учащихся постоянно возникала необходимость возвращаться к тексту с различными целями и задачами. Примеряя на себя различные речевые характеристики, учась осваивать разные интонации, меняя темп и громкость речи, ребёнок вынужден вновь и вновь осознанно обращаться к тексту, тем самым нарабатывая оптимальную скорость чтения. Одна из задач учителя — помочь преодолеть трудности технического характера (способ чтения, скорость чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения), чтобы сам процесс был направлен на осознание читаемого. Но за формирование навыка чтения урок литературного чтения вряд ли сможет ответить полностью, так как центральное место на уроке анализ  художественного произведения,  следует рассмотреть возможности внеурочной деятельности для формирования навыка оптимального чтения особенно у тех обучающихся, кто испытывает затруднения в достижении быстрого темпа чтения [15].

 

 

1.2 Внеурочная деятельность в общеобразовательной организации и ее возможности в формировании навыка оптимального чтения младших школьников

 

Внеурочная деятельность -понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность ориентирована на воспитательные результаты. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Современная школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Большое значение имеет то, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Педагогам очень важно заинтересовать младшего школьника занятиями после уроков, для того чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования[19].  Для того чтобы учащихся развился навык оптимального чтения необходимо привить любовь к чтению и произведениям литературы т.к. в урочное время на уроках литературного чтения не всегда удается включить различные приемы и инновационные формы и методы. То во внеурочной деятельности организовать такое гораздо проще[20]. По мнению Н. Е. Щукина если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной (внеурочной) работе другая задача — углублять уже возникший интерес», расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений. Внеурочная деятельность по формированию оптимального чтения младших школьников — это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития младших школьников. Она предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать младших школьников чтением, сделать его в первую очередь любимым. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников[7]. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивает развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Правильно организованная внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности[20].

Задачи внеурочной деятельности: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, младших школьников к различным видам деятельности; оказание помощи в поисках «себя»; создание условий для индивидуального развития ребенка; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. Е.И. Бушнина представляет внеурочную деятельность как совокупность различных видов деятельности, обладающую широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка [4]. Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке чтения у младших школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе. Во-вторых, включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность (например, комплект учебников Кубасовой О.В. имеет направленность на нравственное воспитание), а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями. В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у младшего школьника сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность [5]. В-четвертых, в различных формах внеурочной деятельности младшие школьники не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, игровой обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект [16].

Большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение имеет внеурочная деятельность по литературному чтению. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений[9]. 

Е.Н. Степанов понимает под внеурочной деятельностью необходимую часть процесса образования детей младшего школьного возраста [5].  С точки зрения С.А. Чернышовой, А.И. Тарасовой, воспитание интереса к чтению (во внеурочной деятельности) — это углубление интереса к нему младших школьников . Указанные авторы выделяют следующие направления во внеурочной деятельности: формирование интереса к предмету «Литературное чтение» и к чтению в целом; совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста; развитие речи учащихся, умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи[16].

Большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение имеет внеурочная деятельность по литературному чтению, а именно формирование навыков оптимального чтения младших школьников. Создание условий во внеурочной деятельности, влияющих на развитие читательского интереса, а вследствие и формирование навыков оптимального чтения младших школьников является одним из главных факторов.  Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции младших школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений[10]. Формирование навыка оптимального чтения младших школьников через внеурочную деятельность состоит из нескольких аспектов: взаимосвязь с учреждениями, библиотеками, учреждениями культуры, взаимосвязь с родителями, нестандартные формы работы с детской книгой, внеклассные мероприятия, использование ИКТ [14]. 

Мотивационный компонент внеурочной деятельности младших школьников характеризуется наличием динамики мотивов и интереса к чтению. Деятельность, в которую включено чтение, должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с первого класса воспитывать у младших школьников познавательные интересы, так как именно они выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к читательской деятельности, ученик не может оставаться безразличным. Основным средством воспитания устойчивого интереса к чтению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной деятельности при работе над книгой.   Внеурочная деятельность является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.  Для того чтобы у младших школьников навык оптимального чтения, необходимо привить любовь к чтению и произведениям литературы, т.к. в урочное время на уроках литературного чтения не всегда удается включить различные приемы и инновационные формы и методы [14]. 

Во внеурочной деятельности, в зависимости от поставленных задач, при организации деятельности младших школьников для формирования навыков оптимального чтения, есть возможность использовать разнообразные средства и формы работы. Викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная и другие формы работы, направленные на формирование навыка оптимального чтения.  Причем каждый вид внеурочной деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия младших школьников в таком аспекте, как чтение, что дает большой воспитательный эффект и способствует развитию навыков оптимального чтения у младших школьников на качественно новом уровне[11]. Организация литературного кружка, направленную на формирование оптимального  чтения младших школьников, обеспечивают совершенствование следующих умений: определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; восстанавливать последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; определять тип, стиль текста; объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст; устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний[12].

Формы внеурочной деятельности:

1) Массовая работа. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

2) Групповая работа. К групповым формам работы относятся детские клубы, кружки, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Клубы могут быть различных профилей — литературные, юного физика, химика, математика.

3) Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знание индивидуальных особенностей, учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того, коллективные формы позволяют каждому ученику активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его «опять не спросили» [17].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что    внеурочную деятельность по формированию навыков оптимального чтения можно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. В результате анализа научно-методической литературы мы выяснили, что формированию навыков оптимального чтения младших школьников будет способствовать такая организация внеурочной деятельности при которой: учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы; расширяется круг чтения младших школьников; систематически используются в учебно-воспитательном процессе разнообразные формы работы внеурочной деятельности.

 

 

 

2.         ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 

2.1 Педагогические условия формирования навыка оптимального чтения младших школьников в условиях общеобразовательной организации

Под педагогическими условиями подразумевают взаимосвязанную совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, направленную на достижение учащимися определённых образовательных задач, в данном случае направленных на развитие техники чтения учащихся. Основой для развития оптимального чтения учащихся является любовь к книге, владение навыками работы с книгой, активизация самостоятельной читательской деятельности. Большое внимание в настоящее время уделяется читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека[13].  Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования оптимального чтения младших школьников мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. [7].  Поэтому необходимо выявить те педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы, семьи и библиотеки в целях активизации читательской деятельности школьников.

Под педагогическими условиями реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю (руководителю детским чтением) организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек, педагогов и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия[16].   Недведская М.М.  выделяет следующие педагогические условия: реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов;создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;формирование рефлексивной позиции школьников на основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского интереса[14].

В данном случае речь идет именно о комплексе педагогических условий в связи с их взаимодополняемостью и взаимосвязанностью. Обеспечение третьего условия реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции школьников и невозможно без первых двух условий, практическое осуществление которых актуализируется в специально организованной среде.

В современном образовании реализуется тенденция замены традиционной (информационной, сообщающей) парадигмы на гуманистическую, развивающую, самостоятельную познавательную активность субъекта. Предметом гуманистической педагогики является воспитание гуманной, свободной личности, способной к активной жизнедеятельности и самореализации. В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное обучение», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход». Основы личностно-деятельного подхода были заложены в психологических трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения». «Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи между собой[10].

Выделяют следующие признаки личностного подхода в педагогическом процессе: принятие учителями, учащимися, их родителями единой концепции обучения и воспитания; в основе содержания педагогического процесса лежат общечеловеческие ценности; учащиеся включены в различные виды деятельности с учетом их интересов и склонностей; организация совместной деятельности педагогов и воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; включенность среды в образовательное учреждение и наоборот; гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса[15].

Кроме того, личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности; инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование защиты самоценности и индивидуальности детей. Технологически это достигается за счет максимального использования субъектного опыта и субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других участников процесса, умелой подачи обратной связи. В основе личностно-ориентированного подхода лежит признание индивидуальности, самоценности, самобытности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяют индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы, семьи и библиотеки предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъектности более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского пространства в триаде школа — библиотека — семья и преемственности в воспитании и образовании школьника [9].

В качестве второго аспекта рассматриваемой теоретико-методологической стратегии реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников выступает деятельностный подход. Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом. Деятельность — это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), обусловленная «нуждой», «необходимостью» в чем-либо [15]. Так, деятельность учителей и родителей направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на освоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта.  Итак, личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:

1.                Организацию единого читательского пространства в совместной деятельности с родителями и сотрудниками детских библиотек и управление целенаправленной читательской деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности (направленности читательских интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности;

2.                Переориентацию процесса обучения на решение самими школьниками конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, диагностических и т.п.);

3.                Изменение характера отношений с родителями и детьми с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнерство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;

4.                Формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;

5.                Обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения[17].

С учетом всего изложенного можно сказать, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности, навыков оптимального чтения и стремление быть в обществе других людей. Так же в значительной мере и чувство уверенности в себе, в своих знаниях, как предпосылки самоактуализации[3].

Можно сказать, что активность ребенка как выражение его субъектности развивается в двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых (учителей, воспитателей, родителей), создающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из предложенной ситуации, преодолевать ее. Существующие учебные программы помогают совершенствовать знания, умения и навыки, но мало влияют на развитие школьника как личности, так как в основе их не интересы и предпочтения ребенка, а содержание научного знания. Ученик не может выбрать для себя ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать, он не может выбрать и способ учебной работы, поскольку это не заложено в задании, программе. Поэтому в основу процесса педагогического взаимодействия школы, семьи и библиотеки заложены необходимые условия реализации субъектной активности школьников через создание специально организованные педагогические условия[12]. Суть их выражается в следующих предпосылка: удовлетворение читательских потребностей школьников, моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности, добровольность участия в ней школьников и их родителей, максимальная ориентация на субъектный опыт ребенка (раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы, библиотеки и семьи), становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского и жизненного опыта, формирование ответственности и самостоятельности ребенка[19].

Важным компонентом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников является создание специальных педагогических условий— построение позитивного читательского взаимодействия учащихся с родителями, учителями, сотрудниками детских библиотек, направленного на удовлетворение познавательной потребности в чтении, в творческой активности личности. Позитивное развитие личности представляется движением к целостности, непротиворечивости. Поэтому основная функция взаимодействия состоит не в нивелировании, а в максимальном выявлении, использовании, сбережении и обогащении читательского и жизненного опыта ребенка. Школьник в учебно-воспитательном процессе выступает не только как субъект познания, но и как субъект и объект взаимодействия[10].  Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становление личности школьника и являются средством реализации потребностей в самообразовании[4]. 

Условием педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является развитие рефлексивной позиции в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников и в следствии формировании навыков оптимального чтения. В настоящее время понятие «рефлексия» все чаще звучит в педагогическом лексиконе. Само понятие возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния, психических процессов. С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей[14]. Под рефлексивной позицией следует понимать способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта. Рефлексивная позиция отражает единство субъективного и объективного в становлении личности, формирующейся в совместной деятельности с другими. В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции: принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отраженного в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса и др.); расширение «читательского горизонта», приобретение новых стимулов и ориентиров, интерес к новым темам [11]. 

Соблюдение данных условий реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи дает основание для формирования навыков оптимального чтения на основе индивидуальных, групповых, коллективных и других форм работы во всех сферах специально организованного единого читательского пространства[2].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из условий развития навыка оптимального чтения является компетентность учителя. От того как учитель организует учебный процесс, наладит связь с родителями учеников класса, подберёт творческие упражнения, способствующие повышению техники чтения, зависит результат обучения чтению. Сформировав навыки оптимального чтения, младший школьник будет делать это всю жизнь, потому что приобретенный навык закрепляется благодаря формированию в мозгу устойчивых нейронных связей. Кроме этого, сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД. Регулятивных: это умение управлять своим вниманием, справляться с информационным завалом, максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенных в чтение. Познавательных: выделять в тексте самое важное и необходимое, логически рассуждать, пользоваться приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации, обоснованно делать выводы, доказывать, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Коммуникативных: развитие способностей взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи. Личностных: приобретение новых знаний, умений для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности, мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей, умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом, положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности [13].

2.2 Описание работы по формированию навыка оптимального чтения младших школьников во внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 37.

 

В процессе исследования был рассмотрен и изучен практический опыт внеурочной деятельности  МБОУ СОШ № 37, направленный на формирование навыка оптимального чтения младших школьников.

Проблема формирования навыков оптимального чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности младшего школьника. Для решения данной проблемы в МБОУ СОШ № 37, была создана программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов «Чтение – вот лучшее учение».

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Программа нацелена на решение следующих задач:

1.                развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

2.                учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

3.                развивать речь учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи;

4.                обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

5.                создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Занятия по формированию навыков оптимального чтения младших школьников, предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это — обсуждение книг, устные журналы, конкурсы, КВН. Они несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют умению размышлять над книгой, усвоив правило «вдумчивого чтения». Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать (по четвертям). Работа по формированию навыков оптимального чтения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности, осуществляется через сотрудничество с библиотекой. Практической работой при реализации программы является читательский дневник, где ученики покажут понимание содержания книги делая записи (выделять главные мысли, записывать цитаты, планы), выполняя рисунок по выбранному эпизоду прочитанного. В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны: Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста. Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа. Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение. Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный). Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования. Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения. Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ. Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

В 4-ом классе дети читают предназначенную их возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику. Учащиеся обязательно узнают новых писателей, неизвестные ранее книги. Задача учителя — помочь каждому ребёнку освоить этот круг, вырабатывая к нему своё собственное отношение.

 Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Планируемые результаты обучения. К концу изучения курса программы «Чтение – вот лучшее учение» будут сформированы навыки оптимального чтения младших школьников.

Младший школьник научится:

— Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

— Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

— Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

— Пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Младший школьник получит возможность научиться:

— Ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

— Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

— Писать отзыв о прочитанной книге;

— Работать с тематическим каталогом;

— Работать с детской периодикой.

Результаты формирования УУД:

— Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям.

— Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; прогнозировать; осуществлять последова­тельность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.

— Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять не­понятные слова, интересоваться их значением; выделять глав­ное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь со­бытий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогно­зирования читаемого; анализировать особенности языково­го оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения.

— Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшо­го текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мыс­ли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вла­деть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.  Тематическое планирование внеурочной деятельности, направленное на формирование навыков оптимального чтения младших школьников «Чтение – вот лучшее учение» (Приложение 1)

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, учитель  МБОУ СОШ № 37, разработала свою систему проведения внеурочной деятельности основой которого является правило «оптимального чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них в процессе участия в мероприятиях внеурочной деятельности. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для формирования навыка оптимального чтения школьников становится язык произведений нашей классики и зарубежной литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие навыков чтения младших школьников является актуальной проблемой учебно-воспитательного процесса, потому что чтение является основой овладения всех наук развития человеческого интеллекта. Сформированность навыков чтения является одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе. Характеризуется навык оптимального чтения правильностью, сознательностью, выразительностью и беглостью.

Внеурочную деятельность по формированию навыков оптимального чтения можно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования оптимального чтения младших школьников мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями учащихся. Соблюдение данных условий реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи дает основание для формирования навыков оптимального чтения на основе индивидуальных, групповых, коллективных и других форм работы во всех сферах специально организованного единого читательского пространства.  Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из условий развития навыка оптимального чтения является компетентность учителя.

×
×