Формирование навыка пересказа у детей с ОНР III уровня с помощью наглядности

Автор: Осина Елена Борисовна

Конспект научного доклада на тему формирования навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня с использованием наглядности

Актуальность проблемы

Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня проявляется значительными нарушениями связной речи, затрудненностью анализа и синтеза информации, ограниченным объемом активного словаря и сложностями в организации логичного и структурированного пересказа. Использование наглядных материалов становится важной частью коррекционного процесса, повышая мотивацию и эффективность занятий.

 

Теоретические основания

Основой данной работы служат труды ведущих исследователей детской психологии и специальной педагогики, таких как Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова и др., подчеркивающие значимость наглядности в развитии когнитивных функций, произвольного внимания и речи у дошкольников.

 

Методология исследования

Исследование проводилось на группе детей с диагнозом ОНР III уровня (N=15). Было проведено сравнительное исследование уровня сформированности навыка пересказа до и после введения в практику специальных методик, основанных на использовании наглядных пособий.

 

Методы исследования:

 

Наблюдение.

Анализ продуктов деятельности (детские пересказы).

Тестирование и анкетирование воспитателей и родителей.

Результаты исследования

По итогам экспериментального этапа было выявлено статистически достоверное увеличение показателей уровня сформированности навыка пересказа у испытуемых. Ключевые показатели улучшения включают:

 

повышение точности воспроизведения событий и эпизодов;

улучшение структурированной последовательности изложения;

расширение объема активного словаря;

снижение количества грамматических ошибок.

Особое внимание уделялось роли иллюстративных карточек, флип-чартов и сенсорных досок, оказавших наибольшее положительное влияние на динамику развития навыков пересказа.

 

Выводы и рекомендации

Включение наглядных приемов существенно увеличивает эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня.

Рекомендуется внедрение инновационных технологий (интерактивные доски, цифровые пособия) в качестве дополнения к традиционным средствам наглядности.

Необходим регулярный мониторинг динамики результатов коррекционной работы для своевременной коррекции педагогических подходов.

Заключение

Использование наглядности позволяет преодолеть барьеры, возникающие у детей с ОНР III уровня при формировании навыка пересказа, улучшая качественные и количественные показатели речи. Данные подходы имеют потенциал широкого внедрения в практическую деятельность детских садов и центров ранней помощи.

×
×