Формирование навыков словообразования у младших школьников с ЗПР

Автор: Пономарева Ирина Андреевна

Формирование навыков словообразования у младших школьников с ЗПР.

В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа детей с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием.
Среди них выделяется категория детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Наличие у детей с ЗПР дефектов речи обусловливает необходимость организации коррекционно-логопедической работы.
          Одним из аспектов логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР является совершенствование грамматических средств языка. Нарушение грамматического строя речи у детей с ЗПР достаточно стойкое и преодолевается с трудом.
Недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей, затрудняет овладение ими письменной речью, вызывает негативное отношение к учебной деятельности. Целью логопедической работы по развитию грамматического строя речи у этой категории школьников является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), а с другой стороны, усвоение правил, организующих его морфологическую и синтаксическую системы. В соответствии с этим работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого нарушения, но и учитывать свойственные этой категории детей психологические особенности, быть связана с развитием их познавательных способностей. Важное значение в логопедической работе с ними имеет создание мотивации к процессу выполнения заданий. При организации коррекционной работы с детьми с ЗПР следует предусмотреть формы помощи со стороны педагога (разнообразную наглядность, инструкцию, указание и анализ допущенных в ходе выполнения задания ошибок и т.д.). Задания школьникам с ЗПР целесообразно предлагать в игровой форме, поскольку это способствует созданию положительного эмоционального фона на занятии и повышает эффективность коррекционного воздействия.
          В целом залогом успеха коррекционно-логопедической работы с школьниками с ЗПР является ее систематичность, а также учет выявленных специфических особенностей высших психических функций, индивидуальных возможностей и потенциальных способностей каждого ребенка.
         В данной статье вашему вниманию предлагается последовательность работы по формированию у детей с 3ПР грамматических средств языка в аспекте словообразования, а именно образования существительных и прилагательных с помощью суффиксов.


         Словообразование существительных
1. Образование существительных при помощи суффиксов -ик-, -чик-, -очк-,
-ечк-, -ц-.
         В первую очередь дети учатся образовывать существительные с помощью суффикса -ик- (нос — носик, рот — ро-тик, клюв — клювик, гвоздь — гвоздик), а затем с суффиксами: -чик- (стул — стульчик, чемодан — чемоданчик, попугай — попугайчик, помидор — помидор-чик), -очк- (ваза — вазочка, юбка — юбочка, лента — ленточка, клетка — кле-точка), -ечк- (ложка — ложечка, подушка — подушечка), -ц- (дерево — деревцо, одеяло — одеяльце, зеркало — зеркаль-це), -иц- (кресло — креслице, платье — платьице).

               Для образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц- традиционно используется игровое упражнение «Скажи ласково». Логопед предъявляет ребенку картинки с изображением предметов и просит назвать их.
Затем ребенку демонстрируются картинки с уменьшенным изображением этих же предметов и предлагается сказать про эти предметы ласково.
         2. Образование существительных с помощью суффикса -ниц-.
         При образовании существительных с помощью суффикса -ниц- сначала отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова (соус — соусница, салат — салатница), а затем словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова (песок — песочница).
          Для обучения детей образованию существительных при помощи суффикса -ниц- можно использовать задание «Что для чего?». На наборном полотне размещены предметные картинки (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Ребенку предлагается назвать их. Логопед демонстрирует и называет емкости для хранения этих предметов, выделяя голосом суффикс -ниц-.
Затем педагог с помощью вопросов побуждает ребенка самостоятельно назвать емкости для хранения различных предметов.
Усложнить это задание можно, предложив ребенку назвать и рассказать о назначении каждой емкости. Например: сахарница нужна для хранения сахара, хлебница для хранения хлеба.
           При возникновении затруднений у детей педагог произносит начало слова, а ребенок должен закончить слово. На-пример: для салата нужна салат(ница).
           3. Образование существительных с помощью суффикса -инк-.
Образование существительных с помощью суффикса -инк- проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова.
Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи суффикса
-инк- без чередования звуков в основе производного слова (виноград — вино-градинка, солома — соломинка), а затем ведется работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова (горох — горошинка, снег — сне-жинка).
             Для отработки вышеназванных слово-образовательных форм можно использовать упражнение «Измени слово», когда педагог предлагает ребенку послушать и изменить слово по образцу: бусы — бусинка, солома — соломинка, изюм — изюминка, град — градинка.
          4. Образование существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок.
Коррекционно-педагогическая работа по словообразованию с данными суффиксами осуществляется в три этапа.

На первом этапе проводится работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова (лиса — лисенок, гусь — гусенок, ворона — вороненок еж — ежонок, лось — лосенок). На втором этапе отрабатываются словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова (белка — бельчонок, волк — волчонок, кошка — котенок, медведь — медвежонок). На третьем этапе дети овладевают навыками словообразования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-, в основе которых лежит явление супплетивизма — замена корня производного слова (овца — ягне-нок, корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, собака — щенок).
            Для обучения детей образованию существительных при помощи суффиксов -енок-, -онок- можно использовать следующие задания.
                                             «Собери семью»
              На столе разложены картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Педагог предлагает ребенку рассмотреть эти картинки, назвать их и составить соответствующие пары.
                                      «Найди ошибки Незнайки»
               Педагог предлагает детям исправить ошибки Незнайки, который неправильно составил пары из взрослых животных и их детенышей.


Словообразование прилагательных


            Работа по обучению образованию прилагательных организуется с учетом появления их в онтогенезе речевого развития и осуществляется в следующей последовательности: притяжательные, качественные, относительные.


                      Образование притяжательных прилагательных
             При образовании притяжательных прилагательных дети сначала учатся образовывать прилагательные с помощью суффикса -ин- (папин/папина, мамин/мамина, бабушкин/бабушкина, мышиный/мышиная, лосиный/лосиная, гусиный/гусиная), затем суффикса -й- без чередования звуков в основе производного слова (лисий/лисья, коровий/коровья, бараний/баранья) и -й- с чередованием звуков в основе производного слова (беличий/беличья, волчий/волчья, медвежий/ медвежья, заячий/заячья).
Для обучения детей образованию притяжательных прилагательных можно использовать упражнение «Угадай, кто хозяин». Педагог предлагает детям рассмо-треть, назвать предметы, изображенные на картинках, и ответить на вопросы:
Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это? На-пример: Это мамина сумка. Это лисий хвост.


              Образование качественных прилагательных
               При образовании качественных прилагательных сначала отрабатываются формы с суффиксом -н- (сильный/сильная/сильное, морозный/ морозная/ морозное, холодный/ холодная/ холодное, радостный/радостная/радостное), затем закрепляются формы с суффиксом -лив-(дождливый/дождливая/дождливое), трусливый/трусливая/трусливое, заботливый/заботливая/ заботливое).
          Для обучения детей образованию качественных прилагательных можно использовать игровое упражнение «Найди ошибки Незнайки». Педагог предлагает детям найти и исправить ошибки Незнайки, который неправильно употребил слова в предложениях. Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц.


               Образование относительных прилагательных
      При образовании относительных прилагательных дети сначала учатся образовывать прилагательные с помощью суффиксов -ов-/-ев- (пух — пуховый/пуховая, малина — малиновый/малиновая, дуб — дубовый/дубовая) и -н- (картофель — картофельный/картофельная, гриб — грибной/грибная, снег — снежный/снежная, воздух — воздушный/ воздушная) без чередования звуков в основе производного слова и с чередованием звуков в основе производного слова (снег — снежный/снежная, воздух — воздушный/воздушная, яблоко — яблочный/яблочная). Затем овладевают навыками словообразования с помощью суффиксов -енн- (солома — соломенный/клюквенная), -ск- (море — морской/морская, город — городской/городская), -ян- (глина — глиняный/глиняная, лен — льняной/льняная), -ан-(кожа — кожаный/кожаная).
          Для обучения детей образованию относительных прилагательных можно использовать лото «Назови предмет». У педагога и детей находятся картинки с изображением различных предметов. Педагог, демонстрируя карточку, называет изображенный на ней предмет и материал, из которого сделан этот предмет — стакан из стекла. Дети должны найти изображение этого предмета среди своих карточек, закрыть картинку фишкой и произнести словосочетание, образовав относительное прилагательное — стеклянный стакан.
                                                Литература
1. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. —
Nº 1. — C. 10-17.
2. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / / Логопедия. — 2005. — Nº 3(9). — C. 13-24.

3.  Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1984.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В.
Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
4. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Капустина Г.М., Волкова И.Н. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М., 2003.

×
×