Автор: Решетова Екатерина Евгеньевна
«Формирование нравственных ценностей на уроках истории»
Решетова Е.Е.,учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ №5 г. Кандалакша
«Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого»
Иммануил Кант.
В наше непростое время, время компьютерных технологий, когда дети стали забывать что такое книга, и всё глубже погружаться в виртуальный мир жестоких игр, особо актуально встаёт вопрос о духовно-нравственном воспитании. Сейчас наша страна переживает непростой исторический период. Материальное доминирует над духовным. У детей изменены представления о добре, справедливости, великодушии и патриотизме.
Как учитель истории, я учу детей слушать и слышать прошлое: ведь оно–зеркало, в которое мы внимательно всматриваемся, чтобы разглядеть и понять себя. С искажением смысла минувшего изменится и облик настоящего. Убеждена, уроки истории – это в первую очередь воспитание гражданина, для которого любовь к Родине – основа духовности, а чувство малой Родины – исток, с которого начинается становление человека – патриота.
Каждый новый учебный год, начиная знакомство с детьми, провожу небольшое анкетирование «Изучение ценностных ориентаций». Ответы, которые я получаю, заставляют задуматься. На первом месте у сегодняшних школьников деньги, собственная жизнь, власть.
Анкета изучения ценностных ориентаций
Методика: Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова)
Бланк методики исследования
1. Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):собственная жизнь; жизнь другого человека; семья с хорошими отношениями;культура; труд; свобода; природа; родина; деньги; мир (как состояние, отношения); друзья; возможность проявить инициативу; власть; возможность реализовать свои способности; признание общества; здоровье; Бог; что-то еще.
2. В чем вы видите смысл жизни (не более двух вариантов ответа).
— в продолжении рода;
— в улучшении условий собственной жизни;
— реализации своих способностей;
— в борьбе за свои идеи;
— в обеспечении возможности развития своим детям;
— в удовлетворении своих потребностей.
Понимаю, что на мне, как на учителе истории, лежит серьезная ответственность по формированию нравственных ценностей. Подтверждение своих мыслей нахожу в обновленных ФГОС
Перед вами выборка личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
И все же,как бы ни было трудно, но звенит звонок, я вхожу в класс, и на 45 минут остаюсь один на один с учениками.Действую ,как велит мне мой учительский долг!
Чувство патриотизма, гражданственности, ответственности каждого за судьбу России формируется на уроках истории при изучении тем «Движение декабристов», «Смутное время в России в конце XVI — начале XVII вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке» и многих других. На примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев — Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других — у учащихся формируется чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины, что в последнее время стало утрачивать ценность среди молодёжи. А ведь патриотизм, нравственность являются важнейшими качествами гражданина — достойного члена общества.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово «чести» — честное слово.
Формирование нравственных ценностей не заканчивается на уроке. Так, большие возможности есть и во внеурочной деятельности. Перед вами перечень внеурочных занятий в нашей школе, которые также направлены на формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения
Таблица
Неоценимую роль в формировании гражданской позиции учащихся играют и уроки истории, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности.Мои ученики с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью.
Год |
Название конференции |
Уровень |
Название работы |
Участник |
Результат |
2021 — 2022 |
Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера» |
Муниципальный |
«Последний полет дирижабля СССР – В6» |
Бойчук С. |
1 место |
2020-2021 |
Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера» |
Муниципальный |
«Кандалакшский монастырь, как вектор социально-экономического и духовно-политического развития территории Кольского Севера»
|
Бойчук С. |
3 место |
2020 — 2021 |
XXVI Межрегиональная открытая научно-исследовательская конференция обучающихся «Будущее Карелии»
|
Региональный |
«Крымскому мосту быть» |
Бойчук С. |
1 место |
2019 — 2020 |
Всероссийский конкурс исследовательскихи проектных работ учащихся «Юный исследователь»
|
Всероссийский |
«Танец длиною в жизнь» |
Бойчук С. |
Диплом 2 степени |
2018 — 2019 |
Российское соревнование «ШАГ В БУДУЩЕЕ, ЮНИОР» |
Всероссийский |
«О чем может рассказать герб города» |
Бойчук С. |
Диплом 2 степени |
Холодный рассвет над Белым морем, развалины Кандалакшского монастыря, хранящие историю древнейшего поселения поморов, загадочная Небло – гора, не желающая расстаться с тайной гибели дирижабля… Все это проходит через моих учеников, и происходит важное открытие: а ведь прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И далекое становится для нас близким, необыкновенно личным, берущим за душу…
Задача предмета истории, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Целью педагога является воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности и тревоги за свою страну. Побуждать и направлять учеников, но, ни в коем случае не навязывать свои ценности. Возникает вопрос, как же можно этого добиться? Сухомлинский пишет: От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного воспитания, убеждения и практического приучения. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке.