Автор: Елпединская Алина Романовна
На сегодняшний день в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий, что отражает в себе новый ФГОС НОО [1] в соответствии с
фундаментальными целями образования. В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентраци — то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от доконвенционального уровня к конвенциональному.
В образовательном процессе результаты личностных УУД формируются за счет реализации специальной программы духовно-нравственного воспитания и развития. В процессе развития педагогики на
протяжении многих лет решалась проблема духовно-нравственного воспитания.
Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и
философы: Ю.К. Бабанский, В.Ф.Базарный, А.А. Бобалев, Н.И. Болдырев, В.М. Бронников, Л.С Выготский, Б.И. Додонов, И.Ф. Герберт, В.В. Зенковский, С.И. Маслов, О.В. Набок, В. А. Сухомлинский, А.В.Ястребова.
На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей; в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей; определены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует. В процессе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования нравственных понятий у младших школьников. В процессе освоения личностных УУД у младшего школьника формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также строится система необходимых нравственных понятий личности.
Уровень нравственного развития личности младшего школьника
характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей». Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения.
Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и
формирование у них позитивного мировоззрения – это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения обучающиеся усваивают, а также
оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомы талантливым писателем, ребенок проникает в суть явления, включается в
атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе
происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сенситивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах.
Исходя их этого, актуальность исследования обусловлена тем, что между целесообразностью формирования у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении учителей начальных классов, выявлены явные противоречия.