Автор: Рогачикова- Леженкина Светлана Валентиновна
Формирование общих компетенций учащихся: теоретический аспект.
Рогачикова-Лежекина С.В.,
преподаватель хореографических дисциплин,
председатель ПЦК ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
Почетный работник культуры и искусства Рязанской области
Проблематика компетентностного подхода достаточно противоречива и в настоящее время является недостаточно исследованной, несмотря на рост публикаций, в печати за последние годы. Понятие «компетеностный подход» сформировалось в США в результате обобщения и изучения опыта работы выдающихся педагогов и в последующем стало объектом многочисленных попыток осмыслить его, проанализировать и разработать под ним концептуальную основу в образовании.
Уже в середине 80-х годов прошлого века в профессиональное образование европейскими учеными (Д. Мертенс, Б.Оскарсон, А. А. Шелтен, Р.Бадер, С.Шо и др.) были введены новые образовательные конструкты- компетентности, компетенции и ключевые квалификации. Возникшая и основанная на опыте теория компетентностного образования, в начале XXI века стала развиваться российскими учеными (А.Г. Бермус, М.Г.Бершадский, И.А.Зимняя, А.В.Хуторской и др.) Одновременно, она стала внедряться в педагогическую практику учебных заведений.
Динамизм и непредсказуемость развития современного общества, стремительное возрастание объема научной информации, необходимость использования в производстве высокоинтеллектуальных технологий потребовали от учебных заведений подготовки специалиста новой формации, специалиста способного к творческому труду, активному в освоении знаний, обладающего способностями применения знаний в нестандартных ситуациях. Такой специалист должен обладать навыками и умениями работы в команде, быть мотивированным и достигающим успеха. Он должен не только владеть суммой базовых знаний и набором навыков производительного труда, но и уметь самостоятельно воспринимать новую информацию и воспроизводить новые знания.
Востребованность компетентностного подхода в российском образовании связано с тем, что его использование стало рассматриваться как перспективный путь ликвидации недостатков и пробелов, как новая возможность усиления связи образования с практикой реформирования экономики и общества в целом. Поэтому, начиная с 2000 года, компетентностный подход провозглашается в стратегических документах РФ в области образования, как одно из наиболее значимых концептуальных оснований обновления его содержания и развития. В этих документах сформулирована и основная цель реализации компетентностного подхода – обеспечение эффективности образования, повышение его результативности и качества.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс колледжа не только меняет его результативно-целевую основу, но и критерии, и процедуры педагогической диагностики, изменяет технологическую составляющую, требует нового типа обучения, новых подходов к отбору форм, методов и средств, к созданию и организации соответствующей образовательной среды и активной деятельности в ней преподавателей и учащихся. Отметим, что концепция федеральных государственных стандартов четвертого поколения предусматривает кардинальные системные изменения в сфере среднего профессионального образования в соответствии с компетентностным подходом. ФГОС СПО разработаны как стандарты компетентностной модели.
В соответствии с новыми стандартами в образовательный процесс в колледже вносится следующее:
· переносится акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны обучения (с учетом полного сохранения всех достоинств) на компетенции, ожидаемые результаты образовательного процесса;
· учитываются, отраженные в стандартах доминирующие перспективы развития, позволяющие ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в будущем;
· привлечение к оцениванию учебной деятельности учащихся их общих и профессиональных компетенций, создание фондов оценочных средств (ФОС), привлечение к оценке работодателей и профессиональных ассоциаций и объединений.
· введение в образовательный процесс нового критерия трудозатрат учащихся, их академических достижений в виде зачётных единиц, включающих в себя все виды учебной работы, включая практики, творческие работы и аттестационные мероприятия.
· опора в образовательном процессе на модульную организацию основных образовательных программ;
· усиление направленности педагогической диагностики достижений учащихся с точки зрения компетентностного подхода, то есть на компетентности, которые обязаны продемонстрировать учащиеся и выпускники в режиме заданных оценочных технологий;
В организации образовательного процесса следует, исходить из того, что компетенции, результаты их формирования в обучении, рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС СПО четвертого поколения, как интегрирующие начала компетентностной модели выпускника. Компетентностная модель выпускника включает в себя различные стороны: охватывает квалификацию, междисциплинарность, универсальность, возможность применимости в разных жизненных, образовательных и производственных ситуациях. В формировании компетентностной модели выпускника развитию общих компетенций отводится значительная роль.
Приведем несколько определений общих компетенций, используемых в современных педагогических исследованиях.
Л.В.Капитонов предлагает следующее понимание общих компетенций. Общие компетенции — это способность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, навыков и умений при решении задачи, общей для многих видов непрофессиональной и профессиональной деятельности. Их формирование происходит в результате освоения содержания тем как общедисциплинарного курса, так и содержания профессиональных модулей. Общие компетенции рассматриваются как совокупность социально-личностных характеристик, обладание которыми означает потенциальную способность человека успешно выполнять профессиональные и не относящиеся к профессиональным задачи, имеющие универсальный характер.(3)
Г.Р. Наумова расширяет понимание общих компетенций и отмечает, что общие компетенции – универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.(4)
В исследованиях Л.В. Капитоновоа и Г.Р. Наумовой и других исследователей анализируется общие компетенции, носящие инвариантный характер. По результатам анализа по укрупненным группам подготовки специалистов инвариантными являются следующие их общие компетенции:
· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
· Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.
· Использовать информационно -коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
· Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения задания.
· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение своей квалификации.
· Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для каждой укрупненной группы подготовки специалистов (для каждой специальности) существует свой инвариантный набор общих компетенций. Кроме этого, преимущественно в системе высшего образования, существует и вариативный набор общих компетенций для каждой специальности. Вариативный набор общих компетенций не имеет четкого количественного выражения, он формируется разными способами, определяемыми разной направленностью на различные виды профессиональной деятельности, а также общекультурной готовностью к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности будущим специалистом.
В образовательном процессе, в совместной деятельности учащихся и преподавателя, следует устанавливать связи между знанием и реальностью профессиональной деятельности, ее проблемами, целями и задачами. Важно находить и вырабатывать алгоритм действий по их решению, осуществлять принятие верной образовательной траектории его освоения учащимися.
Общие компетенции рассматриваются как основания для формирования других, более конкретных и значимых, предметно-ориентируемых составляющих, важных для формирования профессиональных компетенций. Общие компетенции являются фундаментальными, универсальными и междисциплинарными. В перечне общих компетенций можно проводить детализацию в соответствии с уровнем освоения программы, модулями учебных предметов, дисциплинами, типом образовательной организации и пр.
В образовательном процессе колледжа общие компетенции выполняют ряд функций обучения. Во-первых, они выступают частью содержания различных учебных предметов, циклов, в качестве метапредметных элементов содержания образования. Во-вторых, позволяют практически решать конкретные задачи через применение теоретических знаний. В-третьих, содействуют комплексному осмыслению и применению знаний и умений учащимися. В-четвертых, интегративно характеризуют качество образования и выступают средством комплексного образовательного контроля.
Л.В. Капитонов в своем исследовании подтверждает, что общие компетенции формируются не только при изучении учащимися общедисциплинарного цикла дисциплин, но также при изучении профессиональных модулей.(3) Это обстоятельство указывает на возможность формирования общих компетенций, одновременно с профессиональными компетенциями. Рассмотрим содержание отдельных групп ключевых и базовых компетенций.
Ценностно-смысловые. Компетенция рассматривается, как способность специалиста осознавать свою роль и возможность в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции. Компетенция – способность и готовность эффективно взаимодействовать с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Познавательно-информативные. Компетенции – способность осуществлять целенаправленный и интуитивный поиск, систематизацию, переработку и анализ информации.
Профессиональные компетенции. Компетентность – способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с её нормами и требованиями.
Социально-политические компетенции. Компетенция – способность адекватно анализировать социальные и политические ситуации.
Компетенции личного совершенствования. Способность к духовному, физическому и интеллектуальному саморазвитию.
Не трудно заметить, что содержательный контекст базовых компетенций свидетельствует о том, что рассмотренные выше группы компетенций, могут быть положены в основу формирования общих компетенций.
Нами рассмотрены лишь отдельные теоретические аспекты формирования общих компетенций. В заключении стоит сказать, что проблема формирования и оценки общих компетенций, а самое главное – реализации их на практике, является актуальной и требующей дальнейшего детального изучения и осмысления в научной и педагогической практике.
Литература
1.Белогуров А.В. Стратегия и методология социокультурной модернизации регионального образования: опыт двух десятилетий //Педагогика.2012.№2
2.Зеер Э.Ф.,Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005.№ 4.
3.Капитонов Л.В. Разработка модульных программ профессионального обучения на компетентностной основе: автореферат дисс…..канд.пед.наук. М.,2010
4. Наумова Г.Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов в сфере сервиса: автореферат диссерт….канд.пед.наук.Екатеринбург.,2012
5.Новиков А.М. Методология образования. М.:Эгвес,2002.
6.Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / под.ред.Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс,2002.
7.Равен Дж. Компетентность в современном общества: выявления, развитие и реализация. М.,2002
8.Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авт. версия. М.:Иссл.центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.