Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шаталина Светлана Геннадьевна

 

Статья на тему: Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель

 МБДОУ « ДС № 430 г. Челябинска».

                                                                                                                                                                                                       Шаталина С. Г.
Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в нашей стране в целом и городах в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по дошкольному образованию обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Дошкольный возраст — важный этап для формирования социализированной личности и закладывания прочных основ опыта жизнедеятельности, когда возрастает двигательная активность, которая в сочетании с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности часто приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, безусловно, можно считать важной проблему обеспечения условий в дошкольной образовательной организации, позволяющих дошкольнику методично накапливать опыт безопасного поведения на дорогах [9, с. 105].

По мнению В. Н. Макаровой: «дети дошкольного возраста подвижны, нетерпеливы, у них недостаточно сформировано чувство опасности, они плохо ориентируются в пространстве, поэтому они больше других подвергаются опасности на дорогах. На данный момент проблема дорожно-транспортного травматизма одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольной организации — организовать работу по формированию представлений о безопасном поведении на улицах города у детей 6–7 лет так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками» [8, с. 355].

В условиях детского сада, в процессе образовательной, досуговой деятельности воспитатели учат детей основным правилам поведения на дороге, формируют социальную позицию, совершенствуют знания, умения и навыки, готовят к самостоятельной жизни, тем самым увеличивают возможность сохранить им жизнь и здоровье [8, с. 356]. Авдеева Н. Н. отмечает: «формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом» [1, с. 49]. Т. В. Загвоздкина выделяет «основные формы работы с родителями: общие родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, оформление информационного стенда, агитация с раздачей листовок, брошюр, анкетирование, оформление уголка безопасности, организация выставки детских работ, совместная деятельность детей и родителей» [6, с. 56]. Как пишет Т. В. Загвоздкина «взаимодействие с родителями, заключается в активном приобщении и участии их к работе по формированию основ культуры безопасности: вечера развлечений, досуги, присутствие родителей на встречах с инспекторами ГИБДД, на занятиях по Правилам дорожного движения, участие в экскурсиях, выставках, конкурсах. Всё это способствует формированию ответственного отношения детей к изучению учебного материала, к формированию основ безопасного поведении на дорогах» [6, с. 58].

Основные формы работы с педагогами могут быть следующие: тематические консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, открытые занятия, практические игры-тренинги, совместная организация викторин, участие в конкурсах, обмен опытом, публикации на информационных сайтах, участие в подготовке тематических выставок детских рисунков, участие во встречах с инспекторами ГИБДД [6, с. 61].

С детьми, как пишет Т. В. Загвоздкина «формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста происходит в следующих видах деятельности: на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребёнка, на экскурсиях, с помощью наблюдений, в самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе ознакомления с окружающим, развитии речи, в художественной деятельности, в игре, на викторинах, развлечениях по правилам дорожного движения, встречах с инспекторами ГИБДД, в ИЗО деятельности. Так же эффективными могут быть практические игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры и подвижные игры, наглядное моделирование и театрализация, упражнения, творческое рассказывание, продуктивная деятельность, организация выставок детских работ, «Встречи с интересными людьми», изготовление наглядных пособий и дидактического материала» [6, с. 55].

 Как считает В. Н. Макарова, работу по формированию основ безопасного поведения на дорогах с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводиться в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Участие в конкурсах и выставках детских рисунков в процессе формирования основ безопасного поведения на дорогах, дает детям эмоциональное вдохновение, воспитывает чувство ответственности и коллективизма, способствует творческому развитию, эмоциональному восприятию [8, с. 357].

Эффективность в реализации поставленных задач способствует создание предметно-пространственно-развивающей среды в ДОУ.

Старший дошкольный возраст.

Уголок «Изучаем правила дорожного движения».

-Настольный перекресток (макеты домов, силуэты деревьев, фигурки людей, транспортные игрушки, дорожные знаки, макет светофора);

-Настольные игры;

-Сюжетно-ролевые игры;

-Наглядно-иллюстративный материал,

-Художественная и познавательная литература по теме,

-Конструктор Лего, строительный материал.

-Схемы  безопасных маршрутов,-тематические альбомы.

Как отмечает В. Гришин «с дошкольниками должна проводиться большая предварительная работа. Это и путешествия во времени в прошлое, когда ещё не было автомобилей, а только кареты, и экскурсии с родителями в город (район). В ходе экскурсий расширяется словарный запас детей: нерегулируемый перекрёсток, проезжая часть, тротуар, обочина, дорожные знаки: «Внимание, дети!», «Пешеходный переход», «Одностороннее движение», «Регулируемый перекрёсток», «Ограничение скорости движения транспорта», «Лежачие полицейские»» [5, с. 23]. В группах организуют уголки, посвящённые правилам дорожного движения, изготавливают макеты дорог с разметкой, по которой могут двигаться модели машин, приобретаются дидактические игры, светофоры на батарейках.

На участках детских садов, пишет Р. Ш. Ахмадиева «создаются специальные автоплощадки — игровые пространства, включающие перекрёстки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов) на занятиях и во время игр дошкольники узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения» [2, с. 64].

Таким образом, формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах осуществляется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом. Взаимодействие с родителями, заключается в активном приобщении и участии их к работе по формированию основ безопасного поведения детей на дорогах.

Использованная литература:

Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах: учебно-методическое пособие. — М.: АСТ — ЛТД, 2018.– 257 с.

Ахмадиева Р. Ш. Подготовка компетентных педагогов, обучающих детей безопасности жизнедеятельности на дорогах: методическое пособие для педагогов. — Казань:

Гришин В. Обучение дошкольников правилам дорожного движения // Дошкольное воспитание — 2018. — № 2. — С. 22–26.

Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Минск: Полымя, 2018. — 192 с. Макарова, В. Н. Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 354–357. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65135/ (дата обращения: 20.09.2022).

 

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

×
×