Формирование основ информационной грамотности

Автор: Ольга Николаевна Жукова

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ, ДИАГРАММАМИ, СХЕМАМИ, ГРАФИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

О.Н. Жукова

МБОУ «СОШ № 22»

г. Анжеро- Судженск

 

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Мир информации широк и многообразен.

ФГОС 2021: введенные понятия «функциональная грамотность», которая является комплексным результатом образования. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования … должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

 Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности. Одним из видов является – информационная. Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Таким образом, одним из актуальных направлений в современном образовании является формирование начальной информационной грамотности у младших школьников в рамках предметных дисциплин.

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса.

Основы навыков работы с информацией необходимо начинать закладывать в начальной школе.

Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, графики, диаграммы. Задания, позволяют ученикам уже в начальной школе не только получить общие представления о формах представления информации, но и развить навык представления и использования такой информации в учебной и повседневной деятельности.

Навыки работы с информацией необходимо формировать на каждом уроке.

Работа с записью и чтением информации в таблицах естественным образом сочетается с традиционной частью содержания курса математики.

Начиная с первых уроков математики дети учатся пересчитывать предметы, т.е. определять число элементов в множестве. Для того чтобы начать пересчитывать элементы множества, детям нужно сначала научиться видеть его, выделять среди других множеств. Поэтому, их следует учить находить и называть группы (множества) предметов по их общим характеристическим признакам (красные предметы, большие, стеклянные и т.д.), т.е. учить классифицировать информацию.

Одной из наиболее удобных и ясных форм записи информации в соответствии с принятой классификацией является таблица, так как в каждую строку или столбец заносятся объекты, имеющие сходные черты (признаки).

В учебнике «Математика» с первых уроков происходит знакомство с таблицей. Таблицы широко используются во всех предметных областях и в повседневной жизни, поэтому очень важно научить ребёнка пользоваться ими (читать и записывать информацию), а для этого им надо сначала рассказать о том, что таблица состоит из строк и столбцов, с помощью простейших таблиц показать, как в них записывается информация.

Большую помощь в приобретении навыка работы с таблицей имеют задания на платформе «Учи.ру». Знакомство с таблицами происходит постепенно. Знакомство с простыми таблицами, сложными, заполнение таблиц и т.д.

Одной из главной задач – это умение читать таблицы, т.е. извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице.

В своей практике использую пособие Г.А. Козиной «Таблицы, схемы, графики, диаграммы», которое содержит разнообразный материал, который предназначен для приобретения навыка работы с информацией. Данное пособие представлено по трём предметам: математика, русский язык, окружающий мир.

Большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы. В пособии содержатся задания на заполнение таблиц, а в дальнейшем и на составление таблиц по имеющимся данным.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально, за счёт чего облегчает их анализ. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами (т.е. строки) и столбцами, что даёт возможность охватить их взглядом и сравнивать между собой.

Диаграмма – чертёж, наглядно показывающий соотношение каких — либо величин. К рассмотрению диаграмм целесообразно подходить после работы с таблицами. Если с таблицами дети встречались ранее, то понятие диаграммы для них совершенно новое. Поэтому начинать знакомство учащихся с диаграммами разумнее с конкретного примера, иллюстрирующего, что такое диаграмма и для чего она нужна. Изучение диаграмм по программе начинается в 4 классе, но пособие Козиной предполагает изучение с 1 класса и задания карточек на Учи.ру со 2 класса.

Схемы – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи – взаимным расположением. Схемы бывают сущностными, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов, логическими, а также в виде графиков и диаграмм.

Схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даёт параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участие самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Для анализа динамики явлений удобны линейные статистические графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах.

В мониторинговых итоговых работах присутствуют задания, для выполнения которых дети должны иметь представление о работе с таблицами, графиками, диаграммами. Учащиеся должны уметь находить нужную информацию, преображать её (интерпретировать) и использовать для выполнения задания.

Таким образом, в процессе выполнения заданий данного пособия и заданий на образовательных платформах младшие школьники учатся понимать информацию, представленную различными способами.

 

Список использованных источников

1.                     Козина, Г.А. Таблицы, схемы, графики : методическое  пособие / Г.А. Козина. – Москва : РОСТкнига, 2018. – 72 с. — ISBN:9785000651919. – Текст : непосредственный

2.                     Рыдзе,  О.А. Работа с информацией: таблицы, диаграммы : тренировочные  задания / О.А. Рыдзе. – Москва : АСТ.Астрель, 2014. – 50 с. — ISBN: 978-5-17-085728-9, 978-5-271-46937-4. — Текст : непосредственный

3.                 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Министерство Образования и Науки: сайт. − Москва, 2009. − URL: https://s27006.edu35.ru/fgos/263—2009 (дата  обращения 15.01.2022). – Текст : электронный.

×
×