Формирование патриотизма на уроках истории в учреждениях СПО

Автор: Яворская Любовь Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Л.А.Яворская

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Октябрьский техникум строительных и сервисных технологий им.В.Г.Кубасова»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью активации методической работы и распространения опыта патриотического воспитания обучающихся в учреждениях СПО.                              Воспитание гражданина всегда было важнейшей задачей государства и образовательного учреждения, в наши дни это одна из самых актуальных задач российской системы образования. Очень важным является возрождение чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в подрастающем поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Учебный предмет «История» занимает в образовательном процессе особое место, именно в формировании патриотизма у обучающихся. ФГОС СОО ставит перед педагогом одной из главных задач формирование личностных результатов (далее ЛР). В частности, ЛР 01 нацеливает на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).  В данной статье я попытаюсь проанализировать методы и формы патриотического воспитания студентов СПО на уроках истории.

Таблица 1.  Формы и методы работы на уроках

Формы и методы работы на уроках

1

Визуальные источники

Картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации

2

Исторические документы и материалы

Указы, законы, приказы, акты, договоры, повести, сказания, былины

3

Технологический прием «вживание в образ»

Студент ставит себя на место героя, персонажа событий

4

Использование кинофрагментов

Во время занятия показывается фрагмент фильма, отражающего событие по теме

5

Написание и защита рефератов, проектов, эссе

Студент пишет исследовательскую работу и затем защищает ее с помощью презентации

6

Краеведческая работа

Проводится сбор материалов по событиям родного края

7

Игровые формы работы, круглые столы, диспуты, викторины

Составление и решение кроссвордов, диспуты и викторины по определенной тематике

 

Рассмотрим поэтапно методику работы.

          При работе с визуальными источниками обучающиеся создают зрительный образ, получают новые исторические знания. При этом источники выполняют функции актуализации знаний, формируют эмоциональный, воспитательный момент процесса обучения. Следует также отметить, что при привлечении обучающихся к выступлениям, докладам, виртуальным экскурсиям по определенной исторической теме развиваются не только предметные компетенции, но и формируются социально-значимые умения и навыки, развиваются творческие способности.

          Естественно, что при применении визуальных источников, преподавателю необходимо учитывать, что источник должен быть доступным, ярким по содержанию, соответствовать проблемному вопросу и поставленной цели.

Современная молодежь растет под сильным влиянием средств массовой информации и Интернета. Цель информационной пропаганды — создание условий, мешающих формированию гражданских и нравственных качеств личности. Как, какими средствами пробудить в подростке чувство любви к Родине? Можно заставить подростка прочитать источник, но заставить любить Отечество нельзя! Любовь надо воспитывать. Это долг и обязанность преподавателей истории и обществознания. Именно преподаватель должен организовать так свою работу на уроке, чтобы информация прошла через душу подростка, взволновала его, показала ему, что он – частица великого народа, великой страны. Исходя из этого, я организую работу с Историческими документами и материалами чаще всего в период проведения практических занятий. Обучающиеся, изучая документы, понимают, что соприкасаются с реальным источником. Изучая документ, вникая в его содержание, анализируя, студент учится мыслить самостоятельно, рассуждать и находить особенности того периода истории, который он изучает. Например, при изучении темы «Гражданская война в России», студенты самостоятельно анализируют информацию о причинах гражданской войны, особенностях «белого» и «красного» движения, выясняют причины поражения и победы. Весь урок идет исследовательская работа, творческий поиск и сопоставление данных с разными источниками. Естественно, что все это усиливает воспитательные функции истории в то время, когда идет информационная война и фальсификации острых проблем истории нашего государства.

          Использование кинофрагментов, документальных фильмов оказывает большое воспитательное действие. Важно, использовать фрагмент непосредственно к той части урока или лекции, когда речь идет о данном событии. Этот прием позволяет оживить урок, перенестись студенту в тот период, который изучается. Этот прием можно использовать на любом уроке истории.

          Особое место в моей практике имеет работа по написанию эссе или реферата, проекта. Выбор темы, работа с источниками, оформление работы и презентации к защите – это творческий процесс. Он находит особый отклик в душе студента. Так, работая по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов», часть студентов заинтересовалась вкладом наших земляков в Победу. В итоге студентами 2 курса были подготовлены проекты о жизни и боевых подвигах Героев Советского Союза Истрашкина В.В., Аипова М.И. Защита работ проходила на студенческой конференции. Авторы работ провели большую исследовательскую работу в музеях школ г.Чапаевска, г. Октябрьска. Следует отметить, что авторы проектов не только собирали материал, но осмыслили события, окунулись в жизнь героев. Воспитательный эффект от данной формы работы очень высок.

          В проведении уроков с большим успехом применяются также игровые формы работы, диспуты, «круглые столы», викторины. Эти формы занятий также следует использовать в патриотическом воспитании обучающихся.  В частности, к юбилею Г.К.Жукова, мною была проведена викторина «Маршал Победы». Подготовительный этап для обучающихся заключался в изучении источников, литературы по биографии и деятельности маршала – это было задание внеаудиторной самостоятельной работы. В ходе самой викторины обучающиеся применяли полученные знания. 

          На различные темы истории также применяю диспуты, «круглые столы». Например, изучая тему «Историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне» мы с обучающимися выявили причины победы, источники. Особо остановились на фактах искажения исторических сведений зарубежными историками. Можно с уверенностью отметить, что молодое поколение заинтересовано выяснить  объективные и правдивые трактовки исторических событий, как прошлого, так и настоящего времени. Молодежь предпочитает быть информационными реалистами, чем пессимистами, в понимании вопросов действительности.

          Выводы:

1.      Педагогическая практика показывает, что в наше время нельзя отделить учебу от воспитания, и наоборот – воспитание от учебы.

2.      Учебный предмет «История» играет важнейшую роль в формировании личностного развития обучающихся: патриотизма, уважения к своему народу, чувству ответственности перед Родиной, гордости за свой край, за прошлое и настоящее российского народа, уважение государственных символов.

3.      Чем глубже молодой человек знает историю своей страны, чем больше он знает о великих личностях страны, о подвигах народа, тем сильнее будет его вера в причастность к великой стране, ее истории. Тем крепче будет в его душе чувство патриотизма.

×
×