Автор: Махнева Виктория Васильевна
МКДОУ №33 города Кирова
Воспитатель Махнёва Виктория Васильевна
Формирование первоначальных представлений о ПДД у детей младшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни. Организация работы по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. И это подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.
Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге
Цель моей работы по данной теме заключается в подготовке детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучению ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Задачи:
• Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.
• Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.
• Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.
• Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей — участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в воспитатеотнобразовательном процессе.
Работа в данном направлении в силу особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:
• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
• Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции..
• Принцип системности. Вся Работа проводится систематически весь учебный год Принцип сезонности. И Если в зимний период чаще работа ограничивается с методическими пособиями то в остальные времена года организовываются экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.
• Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения в структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге и , в транспорте,
Всему этому ребѐнка дошкольника можно научить путём интеграции образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие,
• Познавательное развитие,
• Речевое развитие,
• Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Данная работа проводится через ведущие виды деятельности: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую , используя различные методы и приѐмы.
В продуктивной и трудовой деятельности
Мы изготавливаем с детьми атрибуты для игр по тематике дорожной безопасности. Дошкольники очень любят лепить из пластилина и могут сделать игрушки: светофор, дорожные знаки, автомобиль. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно.
На рисовании с детьми, мы не только учимся пользоваться красками, держать кисточки, рисовать круги, проводить прямые линии, но формируем представления о сигналах светофора, пешеходном переходе, тротуаре,о различных видах транспорта.
Для более глубокого погружения детей в игровую или проблемную ситуации мы используем обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности (подвижные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации
В результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды транспорта, имеют представление о дороге, различают тротуар, обочину, проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода. Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. Во время игры можно побывать и в роли пешехода и регулировщика.
Когда дети играют в водителей, очень полезно закрепить правила поведения в автомобиле, у наших детей должно быть четко сформирована привычка передвижения в детском кресле с пристегнутым ремнем безопасности, таким образом, формируются и закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
Формирование у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице невозможно без непосредственного восприятия ими дорожной среды. В процессе наблюдения за взаимодействием транспорта и пешеходов дети легче понимают и быстрее запоминают ПДД. Вот почему так важны и необходимы познавательные целевые прогулки и экскурсии, в рамках которых детям даем представление об улице, дороге, тротуаре, о различных видах транспорт
В нашей группе мы оформляем книжные выставки для детей «О правилах дорожного движения», Такие разные машины», «Дорожная азбука», «Все о правилах Светофора»
Подбираем произведения, в которых наиболее ярко и интересно описаны правила безопасного поведения на улице. Детские книги мы не только выразительно и эмоционально читаем, но и стараемся после чтения вовлечь детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать, разучиваем рифмованные правила или стихи,используем книжные иллюстрации.
Проведение праздников, развлечений, викторин, досугов и конкурсов по безопасности дорожного движения является эффективной формой работы по обучению дошкольников ПДД, т.к. дети основательно запоминают и усваивают только то, что ими эмоционально запечатлено и эмоционально значимо. И именно в мероприятиях подобного плана они принимают участие с особым удовольствием и азартом, соревнуются, играют, помогают героям в беде.
Проведение традиционного праздника в детском саду «Посвящение в пешеходы», «Гонки на самокатах», с вручение водительского удостоверения с категорией «Управлять самокатом может» уже стали одними из любимых праздников, которые с нетерпением ждут дети.
Большое внимание уделяется работе с родителями, ведь их культура поведения на дороге является ежедневным примером для юных воспитанников. Регулярно в родительских уголках размещаем информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводятся родительские собрания, на которых
в форме «Открытого кинозала», а также в группе В контакте мы показываем и выкладываем различные социальные ролики по данной тематике.
Проводим акции для родителей и детей «Пристегни своё сокровище», « Засветись».
Конкурс агитплакатов по П ДД, разлтчные выставки фотографий
С помощью родителей была создана предметно-развивающая среда ,был собран большой дидактический материал, методическая литература, настольно-развивающие игры.
По результатам тестирования родителей в конце учебного года выяснилось. Что 80% детей получают необходимые знания о безопасности дорожного движения именно из детского сада. И этот факт является мощным стимулятором для еще более активной работы по данному направлению.
Таким образом используемые в ходе работы творческие приемы и методы обучения и воспитания детей ,а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме позволяют:
• ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
• привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.