Автор: Мельникова Ксения Александровна
Аннотация: в статье рассмотрен о понятие поликультурная компетентность личности, особенности изучения родного русского языка в школе, формы и методы формирования поликультурной компетентности
Ключевые слова: поликультурная компетентность, родной (русский) язык
В настоящее время, когда происходит глубокий процесс гуманизации нашего многонационального общества, высокое значение имеет формирование поликультурной компетенции учащихся.
Понятие «поликультурная компетентность» представляет собой толерантное, доброжелательное отношение к различным национальностям, в духе гуманного межнационального общения.
Джуринский А.Н. отмечал, что поликультурная компетентность личности– интегрированное качество, включающее в себя систему поликультурных знаний, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, интересов, потребностей, мотивов и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
Мы живем на территории государства, в котором законом закреплено равенство всех народов: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности. Особенно актуальным формирование поликультурной компетенции становится для нашего региона, где постоянно взаимодействуя бок о бок живут русские, чуваши, татары, мордва и другие народы.
Формирование поликультурной компетенции учащихся в школе невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры страны, в которой они живут.
3 августа 2018 года принят Федеральный закон о внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации, в котором предусматривается изучение русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Министерство образования и науки России разработало примерную программу курса «Русский родной язык». В пояснительной записке программы главной целью предмета указано углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.
В отличие от изучения предметной области «Русский язык» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, изучение предметной области «Родной русский язык » должно обеспечить:
— воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Особенностью нашей школы является многонациональный состав. В ней обучаются представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, азербайджанцы, таджики и другие. Отношения между ними толерантные, но, живя рядом друг с другом, они не в полной мере знают об обычаях и традициях страны, в которой живут. Одним из решений данной проблемы в начальной школе стало внесение в учебный план уроков родного языка. Родителями в качестве изучения родного языка был выбран русский язык.
В настоящее время поликультурная компетентность – важное условие успешного социального взаимодействия личности в современном многонациональном обществе, поэтому ее формирование — одна из важных задач педагога.
Педагоги для формирования поликультурных компетентностей ищут нестандартные формы и методы преподавания учебных дисциплин. Главной целью учителя является не просто научить ребёнка учиться, а обязательно опираться на его возможности и учитывать все особенности, как личностные, индивидуальные, так и национальные на всех этапах урока.
Формирование поликультурной компетентности личности можно проводить на уроках родного русского языка, используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или подобранный самим учителем.
При подборе текстов, направленных на формирование поликультурной компетентности важно руководствоваться следующими основными критериями. Во- первых, как считает К.З. Закирьянов, текст должен быть эмоциональным, отражать подлинные культурные ценности русского народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского народа, воспитывать уважительное отношение к ней. Во-вторых, текст должен быть богат языковыми единицами и явлениями, а так же словами, которые будут изучаться на уроке, в третьих, текст должен быть объемом оптимального для учащихся начальной школы.
Поликультурная компетентность можно формировать на каждом этапе урока, начиная с первого — Мотивирование на учебную деятельность. Этот этап может быть организован в нескольких формах:
— «необычное приветствие». Поздороваться с детьми так, как здоровались наши предки, использовать старославянские слова (гой еси, здравы будьте), жесты (пожимать запястья) и т.д.
— театрализация. «В гости» могут прийти герои былин, русских народных сказок.
— «фантастическая добавка». Можно «перенестись» в древнерусскую деревню на праздник, в лес, в сказку и т. д.
— отсроченная догадка. В конце урока учитель рассказывает интересный факт, который будет началом следующего урока.
Изучение нового материала также может происходить в интересных формах с использованием игровых методов.
— игра «Верю-не верю»: детям предлагается несколько утверждений по теме урока, а они должны согласиться или не согласиться с этими утверждениями, доказывая свою точку зрения.
— в течение урока собирать «кузовок» (сундук) новых знаний. Например при изучении темы старинных музыкальных инструментов, в кузовок складываются изображения лютни, гуслей, дудки, на которых записываются пословицы, поговорки или песни о них.
— «Лови ошибку». Детям предлагается текст по теме урока с грамматическими или лексическими ошибками, которые они должны найти.
— «Мозговой штурм». Этот прием хорошо использовать для создания мини-проектов. Дети делятся на группы, каждому предлагается ответить на группу вопросов. Например, при изучении фразеологизмов, каждой группе дается 1 фразеологизм и надо объяснить его значение, нарисовать его, придумать сценку с использованием этого фразеологизма. В конце «мозгового штурма», дети представляют свои мини-проекты.
— Метод «инсерт». Это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Этот метод можно использовать на уроках, когда для изучения в учебнике предлагаются большие статьи.
Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в образовательном учреждении.
Начальная школа, как первая ступень образования и общество в целом должны закладывать основы мировоззрения, культуры личности, основы культурного общения и первичные ценностные ориентации на ранних этапах воспитания личности ребёнка. Уроки родного русского языка станут в этом хорошими помощниками для учителей. Для успешности формирования поликультурной личности важны условия заинтересованности, вовлечения ребенка в различные виды социокультурных отношений.
Список литературы
1. Горяева, Ю. В. Об актуальности изучения русского родного языка / Ю. В. Горяева.- // Молодой ученый. М.— 2019. — № 28 (266). — С. 239-240.
2. Живодрова, Т.А. К в опросу о термине «Поликультурная компетентность»/ Т,А, Живодрова. // [Электронный ресурс] Интернет- журнал «Проблемы современного образования». – 2017. — №3 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-termine-polikulturnaya-kompetentnost/viewer.
3. Лысакова, И.П., Хромов, С.С. Русский язык в поликультурной образовательной парадигме: проблемы организации обучения и методике преподавания. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-paradigme-problemy-organizatsii-obucheniya-i-metodiki-prepodavaniya/viewer
4. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 N 317-ФЗ // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304090/