Формирование познавательных учебных действий

Автор: Щукина Екатерина Алексеевна

 

Универсальные учебные действия (УУД) определяются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Познавательные универсальные учебные действия (УУД) школьника наряду с другими видами универсальных учебных действий являются центральными понятиями ФГОС.

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний; включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Учебное познание школьника осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности. В современной педагогической науке познавательная деятельность рассматривается как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я – мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога. Однако познавательная деятельность обязательно сопровождается овладением необходимыми познавательными универсальными учебными действиями, которые выступают её структурной единицей.

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия школьника определяются как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия школьника направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, определенной программой общего образования. В блоке познавательных универсальных учебных действий можно выделить общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.

Общеучебные действия – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Особую группу в системе общеучебных познавательных действий представляют знаково-символические действия. Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что, по мнению создателей концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская), рассматривается в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися учебной задачи.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления.

Действие постановки и решения проблемы или задачи выступает как цель и как средство обучения, так как, базируясь изначально на сформированности логических операций (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, классификация и т. д.), данное учебное действие становится одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути для овладения новым знанием.

Содержание познавательных универсальных учебных действий стоит рассмотреть более подробно.

Общеучебные действия:

     самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

     поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе и при помощи компьютерных средств;

     структурирование знаний;

     осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

     выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

     рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

     смысловое чтение.

Знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; сравнение; сериация; классификация объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В познавательных универсальных учебных действиях можно выделить как внешнюю, так и внутреннюю структуру. В составе внешних познавательных универсальных учебных действий мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты. Данные компоненты познавательных универсальных действий на всех этапах учебного познания функционируют во взаимосвязи и единстве.

Мотивация является первым обязательным компонентом, входящим во внешнюю структуру познавательных универсальных учебных действий школьника. При осуществлении познавательных универсальных учебных действий мотивом является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы.

Основой ориентационного компонента познавательных универсальных учебных действий является цель. Познавательные универсальные учебные действия направлены не столько на освоение обобщенных способов деятельности, сколько на разрешение личностно значимой для самого школьника познавательной проблемы.

Содержательно-операционный компонент познавательных универсальных учебных действий школьника состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия) и способы учения и познания (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике).

Ценностно-волевой компонент познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь со становлением его мотивационной сферы. Данный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника базируется на устойчивой иерархии мотивов, при которой познавательная мотивация заняла доминирующее положение и приобрела для школьника побуждающий и смыслообразующий характер.

Оценочный компонент познавательных универсальных учебных действий предполагает соотнесение результата познавательного универсального учебного действия с заранее заданным эталоном для установления уровня и качества продвижения школьника в овладении познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей по устранению выявленных неудач и закреплению ситуации успеха. Внутренней структурной единицей познавательных универсальных учебных действий выступает непосредственно познавательное действие, которое определяется как осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи.

Таким образом, основной единицей внутренней структуры познавательных универсальных учебных действий является умение, которое определяется как освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×