Автор: Вероника Евгеньевна Мелкозерова
Об авторе: Мелкозерова Вероника Евгеньевна; 4 курс. Специальность 44.02.02: «Преподавание в начальных классах» Студентка ГАПОУ СО НТПК №1.
Аннотация: В статье представлены анализы опытов педагогов по формированию познавательных универсальных учебных действий в рамках элективного курса «Финансовая грамотность».
Ключевые слова: познавательные УУД; программа «Финансовая грамотность».
Были проанализированы несколько статей, в которых представлены опыты педагогов по формированию познавательных универсальных учебных действий в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» и по формированию финансовой грамотности.
Т.С. Котлярова в статье «Формирование познавательных учебных действий младших школьников» характеризует понятие «универсальные учебные действия» следующим образом: «они представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и лучше реагировать на изменения внешней среды».
В.А. Шабанова трактует универсальные учебные действия как «совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения)».
ФГОС НОО выдвигает требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к результатам начального образования – среди них метапредметные результаты (универсальные учебные действия), в которые выделен блок познавательных учебных действий, дана ориентация на формирование поисково-познавательной компетентности выпускника начальной школы [7, с. 2].
Н.А. Федосова отмечает, что процесс формирования универсальных учебных действий невозможен без развития их мыслительных операций, которые в период младшего школьного возраста расширяются и становятся более гибкими.
Согласно исследованиям В.В. Давыдова учащиеся, усвоив общий способ действия путём специального обучения, проявляют затем большую самостоятельность при решении новых задач, чем учащиеся, которые усвоили этот способ, приходя к нему через частные случаи и образцы. По мнению автора, это происходит потому, что в первом случае более отчётливо выступает сам путь абстрагирования существенных отношений, процесс их происхождения, при этом учащиеся не только усваивают преднамеренно формируемые у них абстракции, но и овладевают общим способом их построения. В обычном обучении детьми распространяются лишь отдельные частные случаи, не выделяется в них исходное существенное отношение
[1, с.23].
Таким образом, процесс формирования познавательных учебных действий строится на основе общего способа действий, который через план действий по добыванию «новых знаний» позволяет произвести анализ предметов и явлений, выделить их сущность и использовать в практической деятельности. Младший школьный возраст – основная ступень для начала становления личности ребенка.
А.Н. Лизогуб в статье «Финансовая грамотность младших школьников: дискуссии о понятии» под финансовой грамотностью понимает единство знаний о финансовых продуктах и практического опыта по их применению в повседневной деятельности.
Н.В. Гаркуша и А.И. Медведев определяют финансовую грамотность как совокупность способностей, которые приобретаются в процессе финансового образования школы и вуза, но осваиваются и применяются на практике в течение жизни.
И.В. Морозова, С.Н. Бегидова говорят о финансовой грамотности как о совокупности знаний денежной системы, особенностях её функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умении использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовности принять за них ответственность.
Д.А. Русаленко и В.И. Марчук говорят о финансовой грамотности как о сложной сфере, предполагающей понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.
Л.Ю. Рыжановская определяет финансовую грамотность как часть человеческого капитала – неотделимую от человека способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или по крайней мере обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний.
Е.Л. Рутковская думает, что финансовая грамотность школьников формируется в результате погружения их в сферу финансов и финансовую деятельность, которые одновременно требуют и развивают комплекс знаний, умений, личностных установок и способов действий.
Л.Ю. Рыжановская считает, что основными источниками в формировании финансовой грамотности выступают: наука, образование и институционная среда [2, с. 15].
Таким образом, финансовая грамотность с разных сторон оказывает влияние на экономическую сферу жизни общества. С одной стороны, её высокий уровень способствует улучшению качества жизни отдельно взятой семьи, состоянию дел самозанятых граждан, а также формирует национальное сознание в сфере финансов. С другой стороны, низкий уровень финансовой грамотности ведёт к экономическому спаду страны, где среди населения формируется отрицательный опыт использования финансовых продуктов и осуществления денежных операций при обращении в различные банковские организации. Низкий уровень финансовой грамотности влияет на количество инвестиций в банках, развитие платёжной системы и снижает эффективность мер, направленных на защиту прав потребителей в сфере финансовых услуг, что напрямую влияет на развитие национальной экономики.
В статье «Познавательные универсальные учебные действия в начальной школе по ФГОС» автор неизвестен, сказано о том, что Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности (ФГОС) подробно раскрывает специфику данной методики. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД:
Общеучебные УУД, речь идет о формировании способности самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, а также методы решения возникающих задач. Сюда также относится умение искать необходимую информацию, которая отвечает критериям ясности, доступности, достоверности.
Логические УУД направлены на развитие у обучающегося аналитических качеств: возможности сравнения исследуемых объектов, выявления закономерностей в однотипных явлениях.
Обучающийся должен уметь объединять (синтезировать) разрозненные факты, которые являются частью целого.
Педагогу может быть поставлена задача: «укажите виды познавательных универсальных учебных действий». Они могут иметь различную направленность: относительно поиска информации для подготовки к занятию, с целью межличностного общения и установления контактов.
Учитель должен четко представлять, какие учебные действия относятся к логическим, а какие действия к другим разновидностям УУД. Например, навыки точного и ясного изложения собственных мыслей – это форма коммуникативного развития.
Возникновение конфликтных ситуаций должно научить ребенка рационально идентифицировать проблему, самостоятельно оценить свою роль в ухудшении взаимоотношений, а также принять меры, которые направлены на сглаживание ситуации. Логические универсальные учебные действия помогают школьнику сформировать свое представление о вещах, явлениях, событиях.
Учитель, осуществляющий общение с ребенком, должно иметь представление о том, что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что в рамках учебных мероприятий учитель должен сформировать у ребенка базовые навыки работы с академическим материалом [6, с.63].
Таким образом, виды познавательных УУД позволяют преподавателю выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учениками. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки в работе с большими объемами информации.
В статье «Формирование финансовой грамотности у младших школьников» Симоновой Дарьи Александровны сказано, что современная школа должна готовить к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Поэтому уроки по формированию финансовой грамотности сегодня просто необходимы [5, с. 43].
Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе частого повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.
Ввиду этого выделяется несколько причин необходимой интеграции финансового образования в существующие учебные программы:
Во-первых, это позволяет охватить наибольшее количество учащихся.
Во-вторых, стремительно растет доля обучающихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.) [3, с. 23].
Тaким обрaзом, виды познaвaтельных УУД позволяют преподaвaтелю выбирaть нaиболее оптимaльную форму взaимодействия с обучaющемися. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировть у обучaющегося устойчивые нaвыки в рaботе с большими объемaми информaции. Тaкже виды познaвaтельных УУД позволяют преподaвaтелю выбирaть нaиболее оптимaльную форму взaимодействия с ученикaми. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировaть у ребенкa устойчивые нaвыки в работе с большими объемaми информaции.
Заключение
Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно использовать элективный курс «Финансовая грамотность», разработанную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и направленную на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Библиографический список
1. Гуцко А. А. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников/ Гуцко А.А. — Уфа: Молодой учёный, 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 02.02.23)
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразоват./ Ю.Н. Корлюгова, Е.Е Гоппе — Москва: ВАКО, 2020. – 32 с.
3. Плешакова М. В. Финансовая грамотность как аспект формирования универсальных учебных действий в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения: психолого-педагогические науки/ М. В. Плешакова – Москва: Наука в мегаполисе, 2022. – с. 32
5. Симанова Д.А. Формирование финансовой грамотности у младших школьников/ Симанова Д.А. – Екатеринбург, 2019. – с. 4.
6. Современные проблемы науки и образования/ Москва: Сетевое, 2022. -https://science-education.ru/ru/article/view.id (дата обращения: 02.04.23).
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009г., № 373; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – с. 35 (дата обращения: 22.04.23).