Автор: Михайловская Светлана Евгеньевна
Методическая разработка «Формирование правильной и выразительной речи в вокальной музыке»
ПЛАН
1. Введение
2. Вокальная речь
3. Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции
4. Дикция в хоре
5. Артикуляция при переходе от речи к пению
6. Работа артикуляционного аппарата в связи с выразительностью речи
7. Заключение
8 Список литературы
9. Приложение с нотными примерами
1. Введение
Под дикцией подразумевается ясное, понятное и четкое произношение всех звуков в родном языке с правильной артикуляцией при ясном и понятном произнесении слов и фраз. Четкое и понятное произношение слов достигается за счет правильной артикуляции каждого звука, особенно путем свободного и широкого открытия рта во время речи. Если рот плохо открывается, звуки будут произноситься сквозь зубы.
Артикуляция является бессознательным процессом, так же как и формирование голоса, поэтому важно понять причины плохой дикции и изменить их, используя уже известные методы. Примером такой ситуации может быть утверждение «У меня плохая дикция», «Я говорю невнятно», «Я заикаюсь» или «Я неправильно произношу (или не могу произнести) звук «Л» (или другие звуки в соответствии с вашими проблемами)». Часто причинами плохой дикции являются самоуничижительные мысли типа «Я лучше промолчу» или «У меня нет таланта к речи». Такие мысли могут быть легко изменены.
После того, как мы перепрограммируем свое подсознание, обычно дикция значительно улучшается. Для дальнейшего развития подвижности нижней челюсти и умения открывать рот достаточно широко во время речи, можно использовать специальные упражнения.
Дикция особенно важна для людей, работающих в публичных профессиях, таких как политики, дикторы, журналисты, актеры, преподаватели, певцы, бизнесмены и ведущие переговоров. В настоящее время скороговорки являются актуальным инструментом для работы над ораторскими навыками с учетом быстрого темпа жизни и речи.
Дикция является средством передачи текстового содержания произведения и одним из ключевых элементов художественной выразительности при создании музыкального образа.
2. Вокальная речь
Когда мы говорим вокальное слово, мы подразумеваем умение естественно произносить словесный текст, сочетая его с хорошей вокальностью всех гласных. Это искусство требует длительных усилий для большинства певцов. Только немногим это удается достичь довольно легко.
Чтобы вокальная фраза звучала естественно и отчетливо воспринималась публикой, каждый певец должен разбираться в закономерностях, определяющих основные качества вокальной речи.
Стоит остановиться на нескольких ключевых моментах:
1. Речь должна быть разборчивой, т.е. иметь хорошую дикционную четкость;
2. Речь должна быть естественной, насколько это позволяет вокальность;
3. Речь должна быть выразительной, содержать элементы, отвечающие за выразительность;
4. Речь должна быть вокальной, т.е. построена на равных гласных звуках.
Профессиональное пение требует ясного произнесения слов. Очень некомфортное впечатление оставляет неясное произношение слов. Невзирая на музыкальный талант и красоту голоса исполнителя, его пение не сможет оказать должного впечатления, если дикция не является отчетливой. Когда слушатель напрягает ухо, чтобы понять смысл песни, он не может в полной мере наслаждаться голосом и выразительностью исполнителя, так как сосредоточен на понимании отдельных слов. Лишение возможности понять слова раздражает слушателя и снижает впечатление от исполнителя. Неясная дикция является большим недостатком певца — это техническая проблема образования голоса, которую всегда можно исправить.
Дикция, т.е. разборчивость слов, зависит от ясности и интенсивности произнесения согласных. Чтобы при активном произношении согласных сохранить мелодию, музыкальность и кантилену, согласные следует произносить быстро и соединять их с последующей гласной. Например: «Я-ва-слю-блю, лю-блю-бе-зме-рно: Бе-зва-сне-мы-слю дня про-жить». Если согласные произнесены слишком долго, то музыкальность и гармоничное звучание будут нарушены. Некоторые певцы, утрируя слово, начинают петь скандированно, а не плавно, как требует мелодия. На уроках сольного пения я практикую рабочие тетради, в которых при анализе текста мы с учеником переписываем его, перенося согласные звуки к гласному звуку. В 1 классе я пишу сама, далее ученик выполняет это задание самостоятельно после того, как мы запишем первый куплет на уроке. Домашнее задание по тексту сводится к выразительному чтению по вновь составленным слогам нараспев.
С первых занятий необходимо уделять особое внимание активному и отчетливому произнесению согласных звуков, особенно тем, которые находятся в конце слова. Распространенная ошибка новичков — проглатывание последних согласных звуков в конце слов, заключающих в себе фразу. Если согласный звук находится в конце фразы, певец, вместе с окончанием звука, ослабляет и пропускает артикуляцию согласного, что приводит к его вялому и неотчетливому произношению. На это следует сразу обращать его внимание, чтобы привить соответствующий навык активного и ясного произнесения согласных, находящихся в конце слов. Чистота, красота и высокий уровень речи имеют огромное значение в пении. Если ученик в обычной жизни говорит небрежно или имеет недостатки в произношении отдельных согласных (картавит, шепелявит, гнусавит), их необходимо исправить с помощью логопеда.
Если возникают затруднения с артикуляцией губ, можно использовать специальные упражнения, которыми пользуются профессионалы в области речи, такие как актеры и ораторы, чтобы развить дикцию.
Стоит помнить, что активное произнесение согласных обеспечивает большую отчетливость и четкость последующих гласных. Момент появления гласного звука имеет большое значение для его разборчивости (динамическая форманта). При активном произнесении предшествующего согласного гласный звук становится особенно четким, что обеспечивает его ясность для слуха.
Полноценное восприятие слова, даже если дикция отчетлива, возможно лишь тогда, когда оно звучит естественно и просто, как в обычной речи. Эта простота и естественность зависят от соблюдения некоторых норм произношения слов в пении. Несмотря на то, что вокальность нарушает речевые качества гласных, в некоторых случаях возможно соблюдение указанных норм.
Это особенно относится к чистым и смешанным гласным. Начинающие певцы часто делают все гласные звуки чистыми, т.е. обеспечивают полное и отчетливое звучание, какое только возможно. Пение чистыми гласными мгновенно исказит естественность звучания слова. Слушатели скажут о таком певце, что у него «нет фразы». Естественное произнесение слова в пении всегда предполагает владение и чистыми, и смешанными гласными.
Некоторые ученики имеют развитую чувствительность к правильному произношению слова и для них нет необходимости в особых указаниях, чтобы слово звучало естественно при исполнении. Они интуитивно используют правильные чистые и смешанные гласные в нужном месте. Тем не менее, большинству учеников требуется разъяснение правил произношения в пении. Они должны осознанно анализировать текст, выделять музыкальные и текстовые ударения в словах и следить за правильным использованием чистых и смешанных гласных при пении. Иногда возникают разногласия ударений между текстом и музыкой, требующие повышенного внимания от исполнителя. Особенно это касается современной музыки. Здесь раскрывается большое поле для интерпретации. Работа над чистыми и смешанными гласными начинается в рабочей тетради после того, как мы с учеником переписали текст вокальными слогами.
Важным элементом естественного произнесения слова является умение передать в пении интонационные и акцентные элементы речи, которые придают слову выразительность. Для этого полезно читать текст без музыки и обратить внимание на звучание отдельных слов, акцентов, речевых пиков, тембров окраски и стараться передать в музыке те элементы речевого выражения, которые не помешают развитию музыкальной фразы. Некоторые интонационные скольжения и задержки отдельных слогов с целью их выделения и акцентирования или динамические акценты мы не можем перенести, поскольку все подчинено музыке и структуре музыкальной фразы. Однако характер атаки согласных, многообразие тембров звука в зависимости от эмоциональности, а также артикуляционный стиль могут быть воплощены в пение.
Естественно, что такой перенос речевых элементов выразительности слова в музыкальное произведение требует такта, меры и чувства стиля.
Четкое, естественное и выразительное произнесение слова при пении должно быть вокальным, как будто пронизанным ровным, гибким и выразительным звучанием голоса. Как мы уже знаем, это достигается благодаря единообразию работы гортани, которая формирует основные характеристики правильного певческого голоса: устойчивое вибрато, постоянное по интенсивности образованием высокой и низкой формант. Для певца это ощущается объединением звучания всех гласных в одном месте, хорошим звучанием их в головном и грудном резонаторах, устойчивым и свободно исходящим характером певческого звука.
3. Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции.
Скороговорки — великолепный способ развития дикции. Однако, чтение скороговорок имеет определенные правила, нарушение которых может принести вред, а не пользу. Эти правила очень просты — сначала необходимо медленно и правильно произнести все звуки, давая возможность подсознанию ознакомиться с особенностями текста. Затем скороговорки читаются с увеличением скорости, но не быстрее, чем вы способны правильно произносить слова. Признаки бормотания означают необходимость вернуться к медленному чтению и снова постепенно увеличивать скорость.
Работа со стихами и скороговорками требует постепенного увеличения интенсивности чтения, чтобы не превысить свои возможности и не вернуться к предыдущему, малоэмоциональному или неразборчивому чтению. Также важно сохранять сочность голоса, поэтому при первых признаках усталости необходимо делать перерывы в работе. Стоит отметить, что несмотря на внешнюю простоту работы с голосом, дикцией и эмоциями, энергетические затраты в этой работе велики, и час работы со словом можно сравнить с участием в футбольном матче.
Особое внимание следует обращать на подчеркивание окончаний слов, что улучшает дикцию, но при этом не нужно укрупнять или утяжелять согласные звуки, а активизировать их. Скороговорки важно произносить на одном дыхании.
Чтение скороговорок в любом возрасте способствует более чистой, яркой и выразительной речи. Скороговорки отлично подходят для тренировки голосового аппарата вокалиста.
Широкая дикция, при которой исполнитель произносит текст всем языком, включая его корень, рождает грубый звук с глоточным призвуком, потому что опора звука снимается с диафрагмы и переносится на горло. Однако такой стиль произношения может привести к неправильной дикции, форсированию звука, плохой артикуляции, неразборчивости речи и фальшивому интонационному выражению.
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому необходимо сделать их произношение максимально кратким. Характер произношения согласных зависит от художественного образа песни.
Вот небольшая подборка скороговорок, специфичных для вокалистов.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!
Подворотничок с подвыпердвертом.
Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.
Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку
Видит Грека — в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про крупу, да про подкрупки.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
две мыши поплоше несли по два гроша.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Пришел Прокоп — кипит укроп,
Ушел Прокоп — кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Шли три попа,
Три Прокопья-попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья-попа,
Про Прокопьевича.
Дыбра — это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!
Распевки – скороговорки
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
Посреди двора.
Ди-ги, ди-ги дай,
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
Дук-дак-дак,
Дук-дак-дак-дук.
Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала,
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
Думал — думал, думал — думал
Думал — думал, думал — думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
В принципе мы в классе распеваем любые скороговорки, поскольку это экономит время. Т.е. за одно и то же время мы работаем над дикцией и интонацией, параллельно развивая музыкальную и ритмическую память. Поначалу я выбираю короткие скороговорки, а по мере развития дыхания скороговорки становятся длиннее. Скороговорки записываются или копии вклеиваются в рабочую тетрадь.
4. Дикция в хоре
Успех передачи поэтического содержания зависит от артикуляции и фонетической точности хора, а также от соблюдения языковых норм в литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию качественного певческого звука, активизирует дыхание, помогает достичь высокой позиции звука, яркого и близкого звука и наибольшей динамики звучания с минимальной энергозатратой. Четкость и ясность произношения слов и слогов в значительной степени зависят от подвижности артикуляционных органов певца, таких как рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо. При работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционные органы, придавая особое внимание рту певца. Раскрытие рта и очертание губ в пении отдельных слов должны соответствовать произносимой гласной.
Коллективное хоровое произношение имеет свои особенности, отличающиеся от повседневной и сценической речи. Мы определяем его как вокально-хоровая дикция. Обычно хормейстеры стремятся научить певцов произносить согласные ясно и четко, но также важно правильно формировать и воспроизводить гласные в соответствии с фонетическими и логическими правилами речи, т.е. обучить их приёму редуцирования гласных. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные “а” и “э” ослабляются динамически и фонетически произносятся менее ярко, чем ударные, безударное “о”чаще произносится, как “а”. Безударная “я” как «Яе» ( грЯеда, памЯеть), а в конце слова звучит чисто. В большинстве случаев редукция “е” в пении достигается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное “о” в данном случае произносится как ясное “а”.
Согласные звуки делятся на несколько групп. Сонорные- “м”,” н”, “л”, “р” — их можно петь, интонировать. Остальные таковыми качествами не обладают.
Шесть первых согласных русского алфавита- звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, за исключением сонорных- глухие, в их произношении связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие “ц”, “х”, “ч” не имеют парных звонких.
Вокально-хоровая дикция требует от всех певцов единой артикуляции. Вот некоторые из них:
· правила и приемы артикуляции включают в себя красивое и выразительное звучание гласных для создания красивого вокального звука
· отдельное произношение двух соседних гласных в слове или на стыке слов- вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы вновь ( ни огня)
· варьирование длительности редуцированных гласных для создания различных эффектов, более протяжённый редуцируемый звук воспринимается ближе к вокальной речи, более короткий- ближе к речевой.
· однотембровое звучание гласных для стабильности артикуляционной формы в пении
· отложение согласных на самый последний момент в пении. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов — к следующему слову. Это правило относится к произведениям, исполняемым легато. При стаккато согласные не переносятся.
· Также важно произносить согласные на высоте примыкаемых гласных. Невыполнение этого правила ведёт к нечистой интонации и так называемым «подъездам».
· важно ясно произносить завершающие согласные слова, чтобы обеспечить понимание текста.
· для наилучшей передачи поэтического текста слушателям и достижения большей художественной выразительности при пении, иногда полезно использовать подчеркнутую артикуляцию согласных. Однако такой прием, как «удвоение» или даже «утроение» произнесения согласных, применим только в особых случаях, например, в драматических произведениях или торжественных гимнах. При исполнении хоровых пьес в быстром темпе слова следует произносить легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В общем, характер певческой дикции зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля и жанра. В спокойных и лирических сочинениях текст произносится мягко, а в драматических — энергично, жестко и экспрессивно. В маршевых композициях слова следует произносить твердо и скандированно.
Качество произношения текста также зависит от силы звука и тесситуры. Наилучшими условиями для создания дикционного ансамбля являются умеренная сила звучания в среднем диапазоне хоровых партий. В верхнем и нижнем регистрах дикционные возможности голосов снижаются из-за вокальных трудностей.
Ясность и выразительность произношения текста в значительной степени зависят от его роли в фактуре произведения. Голоса, выполняющие тематическую функцию, должны явно выделять текст, в то время как голоса, звучащие на выдержанных звуках, могут быть менее выразительными.
Особые виды дикционного ансамбля возникают при исполнении полифонических произведений. Основной сложностью здесь является неодновременное произнесение слов разными голосовыми партиями, повторы слов и сокращения в отдельных голосах.
Однако отчетливость произношения — всего лишь одно из условий передачи поэтического текста. Важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, так как орфоэпические нормы характеризуют культуру речи человека и артиста. Но еще важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижеры овладели искусством выразительной речи и слова.
Соотношение слова и музыки — одна из важнейших проблем, которая всегда должна находиться в поле зрения хорового дирижера. Эта проблема включает вопросы соотношения музыкального образа с образами слов текста и соотношения поэтической и музыкальной композиции.
Важными элементами работы над художественным качеством звучащего слова являются логика построения фразы, правильная расстановка ударений, акцентов, пауз. Это определяет выразительность речи и ее смысловое воздействие.
При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться сгладить «неправильности» музыкальной декламации, такие как несовпадение ударных слогов с сильными долями такта. Хормейстеру, как и певцу, важно следить за тем, чтобы безударные слоги не выделялись в процессе пения, а выделяемое ударением слово было важным для понимания смысла фразы.
5. Артикуляция при переходе от речи к пению
Среди опытных музыкальных практиков существует точка зрения, что пение, будучи расширенной формой речи с фиксированной высотой каждого слога, должно быть подобно разговору, не различаясь между обычными словами и певческими. Многие преподаватели буквально понимают знаменитую фразу Ф. И. Шаляпина о необходимости «петь, как говоришь». Однако это выражение не может быть понято прямо, поскольку доказано, что артикуляционные процессы в речи и пении обычно не совпадают. Выражение «петь, как говоришь» можно трактовать как естественность, непосредственность, ясность и чистоту вокальной речи, делающие ее близкой к обычной разговорной речи.
Пение в концертном стиле, который требуется от профессионального певца в наше время, нельзя рассматривать как растянутую речь на определенных нотах. Голосовой аппарат в профессиональном пении ставит перед собой другие задачи, нежели в речи, и поэтому адаптация для певческой функции будет совершенно иной по сравнению с артикуляцией речи. Качественно оформленный профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, определенной для каждого типа голоса длины ротоглоточного канала, более широкого открытия рта и таких ротоглоточных полостей, которые способствуют наилучшему излучению звуковой энергии вокруг.
При пении должны хорошо формироваться певческие форманты, и звук может достичь наибольшей мощности, что является важнейшим показателем профессионального голоса. Голосовой аппарат в пении, прежде всего, выполняет задачу формирования правильного певческого звука, без которого невозможно быть профессиональным певцом. Формирование певческих слов является также неотъемлемой задачей, но оно основывается на правильном формировании певческого звука.
Певец должен строить звуки гласных и согласных таким образом, чтобы они соответствовали певучему и льющемуся характеру голоса, чтобы красивый певческий голос мог гибко и выразительно передавать мелодическую линию произведения. Слова, как говорят вокальные педагоги, должны быть «нанизаны» на вокальную линию, которую движет сам голос. Поэтому пение нельзя рассматривать как растянутую речь. Пение — это результат особой координации работы голосового аппарата, это явление, значительно отличающееся от речи.
Особенно ярко это различие между голосовыми качествами речи и пения может быть замечено в случаях, когда один и тот же человек имеет разные характеры голоса в речи и пении. Также характерно, что по речевому голосу нельзя судить о силе и тональности певческого голоса. В жизни певцы в своей речи обычно ничем не отличаются от других людей, не поющих. Нельзя определить, поет ли человек и каковы качества его голоса, исходя из его речи.
Кроме того, «актерская» речь ничего не говорит о певческих качествах голоса. Известны мощные и красивые тембры речи таких артистов, как Качалов и Ермолова. Однако эти густые, «бархатистые» и изящные голоса никоим образом не определяли певческие возможности этих артистов.
6. Работа артикуляционного аппарата в связи с выразительностью речи
Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань,голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти(см.прикус),губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.
Речь основана на чередующихся звуках, которые постоянно меняются в пределах слов и фраз. Продолжительность слога составляет примерно 0,2 секунды. Возникают остановки в потоке звуков в результате необходимости вздохнуть или выразительности речи, чтобы выделить определенные слова или фразы. Мелодика играет важную роль в передаче смысла слов. Одни и те же слова могут иметь разный смысл в зависимости от интонации. Мелодика делает речь выразительной. Эмоциональность произношения слова выражается через мелодику, темп, акцент, смену тембра. Мелодическую сторону речи особенно полно воплотили в своих произведениях русские композиторы Даргомыжский и Мусоргский.
Звуки речи делятся на две основные группы- гласные и согласные, они разнятся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам. Ключевыми органами артикуляции при формировании звуков речи являются губы, язык, мягкое нёбо, зев и глотка. Язык играет особенно важную роль, так как он участвует в образовании всех гласных и большинства согласных звуков. Форма и объем глоточной и ротовой полостей влияют на усиление звуков. Гласные звуки полностью формируются только в случае, если на них падает ударение или они выделяются в фразе. В процессе живой речи остальные гласные звуки произносятся неполно и редуцируются. Это является характерным требованием для языка и придает речи естественность. Артикуляция гласных звуков изменяет положение гортани и наклон надгортанника. Например, на гласных переднего и высокого уклада языка гортань смещается вверх, а надгортанник принимает более вертикальное положение. На гласных звуках “а” и “о” гортань смещается вниз, а надгортанник приоткрывает вход в гортань. На гласном звуке “у” язык отодвигается назад и вниз, а надгортанник создает полость в нижней части глотки.
Эти данные имеют огромное значимость для певца, поскольку они позволяют ясно увидеть влияние артикуляции на положение гортани и надгортанника, что приводит к изменению условий работы голосовых связок и, соответственно, влияет на тембр звука. Как уже отмечалось, все основные характеристики голоса певца связаны с работой голосовых связок. Эти данные позволяют понять, как формирование определенного гласного звука влияет на работу голосовой щели. Однако воздействие артикуляционных движений языка, которые механически воздействуют на подъязычную кость, надгортанник и гортань, не определяет полностью взаимосвязь между артикуляционным аппаратом и голосовой щелью. Явление различной громкости гласных заставляет голосовой затвор работать с разной степенью интенсивности, в зависимости от способности полостей ротоглоточного канала поглощать звук на различных гласных звуках. Однако существует еще один механизм, который связывает работу голосового затвора с артикуляционным аппаратом — это механизм импеданса. Различные гласные звуки создают разное противодавление голосовым связкам сверху в силу разных объемов полостей и сужений в ротоглоточном канале. Кроме того, следует иметь в виду, что анатомическое строение органов, образующих надставную трубку, различается у разных людей, что приводит к разному импедансу данной трубки у каждого индивидуума. Например, узкий от природы зев при широкой глотке, «готическая» или куполообразная форма нёбного свода и другие отличия.
В общем, определенные гласные звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Если рассматривать все гласные с точки зрения увеличения импеданса, то можно примерно упорядочить их следующим образом: а — о — е — у — и. Так или иначе, гласный звук «а» имеет наименьший импеданс, а звуки «и» и «у» — наибольший. Если учесть также различие в громкости, то можно сказать, что гласный звук «а» самый громкий, но имеющий наименьший импеданс, а звуки «и» и «у» — самые тихие, но имеющие наибольший импеданс. Механизм импеданса облегчает работу голосовых связок, помогая им справляться с напряжением подсвязочного давления. Таким образом, на гласных звуках с низкой громкостью, таких как «и» и «у», которые требуют значительно большего усилия для достижения достаточной громкости и интенсивной работы голосового затвора, импеданс обеспечивает определенное облегчение за счет более высокого противодавления. Импеданс играет защитную роль гортани, позволяя голосовой щели выполнять свою работу без чрезмерного напряжения. В случае, когда гласный звук по природе низкой громкости и требует интенсивной работы голосовой щели, возникает резкий рост импеданса, который снимает часть нагрузки с голосовых связок. Это объясняется тем, что сужения и изгибы в надставной трубке, которая сильно поглощает звуковую энергию, одновременно увеличивают импеданс. Таким образом, достигается выравнивание громкости на тихих гласных без чрезмерного напряжения гортани. В этом случае импеданс выполняет свою защитную роль наиболее полно.
Согласные звуки речи образуются с помощью шумового возбудителя звука. Разнообразные сужения и затворы в ротоглоточном канале, через которые пропускается воздушная струя с шумом, являются таким источником звука. Это могут быть полные перекрытия канала с последующим резким открытием, как в случае с звуками «п» или «к» (взрывные согласные), или просто щель, как в случае с звуками «с» или «ф» (фрикативные согласные), а также другие способы получения шумов, например, при произнесении звука «р» (вибранта).
У глухих согласных, таких как «п», «к», «т», «с», «ф», «ч», «ш» и др., только шум является источником звука, а голосовая щель остается открытой. Глухие согласные высоты не имеют, при пальпации гортани вибраций не ощущается. У звонких согласных, вместе с шумовым источником, работает и голосовая щель, что создает тоновый генератор звука. Поэтому звонкие согласные, такие как «в», «з», «б», «д», «л» и другие, имеют точно заданную высоту тона и вызывают вибрации в гортани.
Как и на гласных звуках, на согласных также оказывает влияние артикуляционный аппарат и работа гортани. Эта связь объясняется как механическими, связанными с анатомическими причинами, так и акустическими и дыхательными механизмами. Интенсивность звука влияет не на работу гортани, а на силу дыхания и гибкость артикуляционного затвора. Некоторые согласные, такие как глухие, должны произноситься более интенсивно, чтобы быть слышимыми наряду со звонкими звуками, и получать резонанс от следующего за ними гласного.
Если положить руку на кадык и произнести несколько согласных, можно легко заметить механическое воздействие артикуляции согласных на гортань. Согласные звуки, такие как “к”, “ж”, “г”, поднимают гортань, так как задняя часть языка на этих звуках поднимается вверх. Однако при произношении губных или некоторых переднеязычных согласных, таких как “л”, “т”, “ф”, такое действие не наблюдается.
Голосовые связки испытывают большое влияние от импеданса, который возникает при произношении звонких согласных. Все звонкие согласные произносятся с большим сужением или перекрытием в ротоглоточном канале, то есть при большом импедансе, который оказывает воздействие на гортань.
Характер согласного звука существенно влияет не только на формирование следующего гласного, но и на характер смыкания связок и возникновение первичного тембра звука. Например, твёрдый согласный звук, такой как”д”, будет влиять на последующий гласный “а” в слове «да», так как такой согласный звук обеспечивает активное смыкание голосовых связок. Взрывные согласные, произносимые с сильным давлением в дыхательной трубке и полным перекрытием артикуляционного затвора, способствуют энергичному смыканию связок перед последующим гласным. Увеличенное давление усиливает тонус связок, и быстрое открытие артикуляционного затвора сохраняет повышенное давление на уровне голосовой щели.
Однако, когда перед гласным стоит щелевой согласный, такой как “с” или мягкое “л”, ротоглоточный канал не полностью закрывается артикуляционным затвором, а имеет только щель, через которую проходит воздушная струя. В этом случае, при последующем произношении гласного, связки начинают работать во время плавного прохождения воздушной струи, подобно придыхательной или мягкой атаке (в зависимости от характера произнесенного щелевого согласного).
Фонетический метод развития голоса заключается во влиянии согласных на формирование последующих гласных, а также в воздействии самих гласных на работу голосового затвора и положение гортани. Элементы этого метода присутствуют в методике каждого педагога. Каждый педагог стремится использовать наиболее звучные гласные звуки для раскрытия потенциала голоса. С самого начала обучения, каждый певец использует природные речевые координации, укрепленные живым общением с детства, пока не научится формировать слово по законам певческого голосообразования.
Гласные и согласные выполняют различные функции в потоке речи. Гласные звуки несут в себе силу голоса, его эмоциональную окраску, насыщенность и звучность. Четкость дикции и разборчивость речи зависят от ясного произнесения согласных звуков. Речь обычно содержит избыточную информацию, и даже пропуск или искажение части звуков не мешает пониманию слов. Только 5 из 39 звуков русского языка — чистые гласные звуки. Неясное произношение гласных или их пропуск оставляет речь понятной, хотя и искажает её.
Разборчивость речи в основном зависит от четкого произнесения согласных, что ораторы и актеры достигают через преувеличение произношения. Продолжительное время произносится согласный звук, чтобы развить мышцы артикуляции. Певец не может задерживаться на согласных, так как это приведет к нарушению музыкальности голоса. В случае пения, дикция достигается быстрым и энергичным произношением согласных звуков.
7. Заключение
Пение является уникальным видом музыкально-исполнительского искусства, которое требует особого внимания к сочетанию музыкального исполнения с передачей речевого текста. Голосовой аппарат вокалиста должен быть способен формировать красивый певческий тон, сохранять его на всем диапазоне и гибко изменять его, а также ясно и понятно передавать слушателю смысл и эмоции, заключенные в тексте песни.
Одним из ключевых качеств профессионального певца является четкость дикции, то есть ясность и точность произнесения слов. Дикционная четкость неотразимо сочетается с вокальными способностями голоса. Профессионал должен уметь органично сочетать вокальный звук с передачей смысла слов, чтобы создать единое искусство пения.
Основной целью данного реферата является помощь педагогам, работающим с вокалистами, в развитии и улучшении чистоты и естественности произношения слов. Важно сохранить все лучшие вокальные качества голоса в то же время избегая ненужного искажения текста. Это позволяет достичь более эффективной коммуникации певца с аудиторией и создать максимально выразительные и запоминающиеся музыкальные произведения.
Для достижения этих целей педагогам рекомендуется работать над правильным произношением каждого звука в словах, обращая внимание на артикуляцию и акцентирование. Особое внимание стоит уделять правильному дыханию и артикуляции при произнесении последовательности звуков и слов, чтобы голос был вокально выразительным, а слова четко воспроизводились.
Также важно использовать различные упражнения для развития и укрепления дикции и вокальных возможностей голоса. Это может быть работа над произношением гласных и согласных звуков, различными фразами и стихами, а также использование техники «сольфеджио» или «ля-ля», которые развивают быстроту и точность произношения слов.
Особое внимание стоит уделять интерпретации текста и передаче его эмоций через голосовой инструмент певца. Это позволяет создать глубокую связь с аудиторией и донести смысл и эмоциональную подоплеку вокального произведения до слушателя.
В заключении, пение требует профессиональной подготовки и навыков для того, чтобы максимально органично сочетать музыкальные качества голоса с передачей смысла текста. Педагоги, работающие с вокалистами, должны уделять внимание развитию дикционных навыков, чтобы помочь им в достижении высокой четкости и естественности произношения слов, не утратив при этом вокальной выразительности.
8. Список литературы
1. Адулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1986.
2. Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 1988.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1964.
4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М.: Музыка, 1968.
5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1926.
6. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1976.
7. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.
8. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
9. Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. – М.: ВТО, 1979.
10. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
11. Морозов В. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1965.
9. Приложение с нотными примерами