Автор: Баленко Анастасия Алексеевна
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Значение самоконтроля в жизни общества трудно переоценить. Цивилизация отличается от неразумных сообществ тем, что в ней действует ещё и разум. При бесчисленном разнообразии интересов только сформулированные сообществом правила могут обеспечить его развитие по законам, способствующим дальнейшему развитию и прогрессу. В связи с этим каждый из субъектов правоотношений в обществе (как индивидуумов, так и объединений граждан и организаций) должен осознавать правило поведения в разумном обществе: Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого. И именно наличие самоконтроля позволяет каждому планировать свои запросы в рамках существующих правил. Каждый, кто нарушает правила поведения, наносит вред другим субъектам и, в зависимости от своего статуса, либо превращается в тирана, либо в мелкого преступника или пакостника. Кто-то из тех, кто пренебрегает чувством самоконтроля, оказываются в изоляции от общества.
Психологические основы формирования самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Я. Арет, Н.Д. Левитова, Т.Н. Гаваковой, В.В. Чебышевой, Л.Б. Ительсон, Г.А. Собиевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского, СИ. Архангельского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова. В исследованиях А.С. Лынды, Н.И. Кувшинова, П.М. Эрдниева определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.
Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, еще Ю.К. Бабанский подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с «формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль».
Практически с самого начала обучения в школе, воспитание у учащихся навыка самоконтроля в математике осуществляется в первую очередь при решении математических задач (в широком смысле этого слова), хотя в школе решение математических упражнений учащиеся заканчивают большей частью получением лишь ответа, в лучшем случае они сверяют результат вычислений с ответом учебника (если ответ дается), но проверка решения по условию не производится. В связи с этим, для формирования самоконтроля следует использовать не только такой прием, как сверка с образцом, но и некоторые другие приемы.
Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуется даже использовать карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую очередь учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решения уравнений и неравенств и применять их на практике.
На сегодняшний день проблема формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста весьма актуальна. У большинства младших школьников недостаточно сформирован навык самоконтроля, поскольку считают проверку знаний исключительно обязанностью педагога или родителей, и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных им ошибок. С помощью самоконтроля, человек осознает правильность своих действий.
За основное определение в нашем исследования мы придерживались Николая Ивановича Кувшинова.
Самоконтроль – это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее, в конечном счете, достичь поставленной цели. (Н.И. Кувшинов)
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он содержит в себе чувственные, интеллектуальные и двигательные компоненты деятельности, которые позволили бы обучающемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за собственными действиями, результатами своих действий, и осознано регулировать их.
Рассмотрим структурные элементы самоконтроля (Николай Дмитриевич Левитов). Выделяют следующие:
1. Предварительный контроль. Учащийся (самостоятельно или по просьбе педагога) может определить, из каких этапов будет состоять работа; что будет первым, вторым этапом. Такой вид самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы. Он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом;
2. Текущий контроль. Так, учащийся выполняет работу и в ходе ее может ответить, что он сейчас делает, каким способом решает задачу. Данный способ самоконтроля позволяет обучающемуся скорректировать свою работу, а также преодолеть ошибки до завершения работы;
3. Итоговый контроль. Это простая форма самоконтроля, которая осваивается обучающимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, совершается проверка. В ходе проверки обучающиеся проверяют ответ, который удовлетворяет всем изначальным условиям, иначе решение найдено неверно. С целью контроля правильности, например, арифметического действия, обучающимся необходимо проверить его другим действием: «сложение – вычитанием», «деление – умножением» и т.д..
Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов как
— беседа: фронтальная, взаимная и индивидуальная;
— проверка выполненного задания;
— решение и составление взаимообратных задач;
-решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий.
Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным.
Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе изучения математики в школе, безусловно, пригодится впоследствии в их трудовой деятельности и в научном творчестве.
Мы не претендуем на полноту исследования, но полагаем, что успешность развития применение самоконтроля зависит от умения педагога правильно определить этапы педагогического процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.