«ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Автор: Панова Жанетта Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)» Введение Работа по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР является важной задачей в коррекционной работе логопеда. Нарушения слоговой структуры проявляются в пропусках, перестановках, удвоениях и искажениях слогов в словах, что препятствует полноценному речевому развитию ребенка. В старшем дошкольном возрасте важно особое внимание уделить этой проблеме, так как правильная слоговая структура слова является базой для дальнейшего освоения грамматических форм и полноценного формирования связной речи. Цели и задачи Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Задачи: Диагностика уровня развития слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков правильного воспроизведения слоговой структуры слова. Автоматизация правильной слоговой структуры в речи детей. Включение в активный словарь детей слов с различной слоговой структурой. Этапы работы Диагностический этап. На этом этапе проводится обследование слоговой структуры слов у детей с ОНР. Используются следующие методы: Артикуляционная гимнастика для оценки состояния органов артикуляции; Игры и упражнения на определение количества слогов в слове; Определение способности детей повторять слова с разной слоговой структурой. Коррекционно-развивающий этап. Основная работа проводится с использованием следующих методов и приемов: Развитие слухового восприятия и фонематического слуха: Игры на распознавание количества слогов в словах (например, «Хлопни столько раз, сколько слогов в слове»). Формирование умений в воспроизведении слоговой структуры: Постепенное введение слов с различной слоговой структурой: сначала односложные и двусложные слова, затем трёхсложные и многосложные. Использование картинок с предметами, где дети должны проговорить название предмета, следя за правильностью слоговой структуры. Игровые упражнения на артикуляцию и слоговую структуру: «Цепочка слов» — дети составляют цепочку слов, где количество слогов увеличивается на один. «Загадки на количество слогов» — дети угадывают предметы по их описанию и считают количество слогов в названии. Автоматизация навыков: Использование словарных игр, таких как лото, пазлы, где необходимо правильно назвать предметы или действия, следя за правильным воспроизведением слоговой структуры. Речевые ролевые игры с включением слов с разной слоговой структурой. Контрольный этап. Проведение итоговой диагностики для оценки эффективности работы. Оценивается степень усвоения слоговой структуры слова, правильность воспроизведения и способность применять полученные знания в свободной речи. Методические приемы Визуализация. Использование карточек с изображениями предметов и схемами слоговой структуры для визуального закрепления. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики способствует улучшению работы речевых центров мозга, что влияет на формирование правильной слоговой структуры. Артикуляционные упражнения. Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие подвижности языка, губ, мягкого неба. Игра с музыкальным сопровождением. Ритмическое воспроизведение слов помогает детям улавливать слоговую структуру и повторять её. Ожидаемые результаты Дети овладеют навыками правильного произношения слоговой структуры слов. Повысится уровень развития фонематического восприятия. Улучшится общая речевая активность детей, расширится их активный словарь. Дети будут способны самостоятельно воспроизводить и автоматизировать правильную слоговую структуру в свободной речи. Заключение Работа по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР требует систематичности и последовательности. Правильно организованная коррекционная работа способствует не только устранению нарушений в речи, но и общему речевому развитию ребёнка, подготовке его к школьному обучению.

×
×