ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Автор: Глазина Ангелина Вячеславовна

В наше время мы все чаще сталкиваемся с целым спектром проблем, которые, к сожалению, становятся все более заметными и тревожными в нашем обществе. Эти проблемы, как правило, проявляются в различных формах и затрагивают множество аспектов нашей повседневной жизни. Среди них особенно выделяются такие явления: агрессивное поведение, которое нередко становится ответом на различные социальные вызовы, а также равнодушие, которое противоречит основам человеческой природы, но тем не менее, становится все более распространенным и набирающим обороты.

Эти явления тесно связаны с другой серьезной проблемой – правовым нигилизмом среди современной молодежи, когда молодые люди не только не уважают законы и правила, но и зачастую не видят в них необходимости, что может привести к серьезным последствиям как для них самих, так и для общества в целом.

Данные феномены, будучи взаимосвязанными и комплексными, требуют нашего пристального внимания и осмысления, поскольку именно от готовности решения этих вопросов зависит будущее нашего общества и благополучие каждого из нас. 

Таким образом, одним из аспектов педагогической и воспитательной деятельности сотрудников института, который способствовал бы развитию необходимых личностных качеств у студентов, становится формирование социальной ответственности. Наличие социальной ответственности способно побудить студента высшего учебного заведения к позитивному, сознательному поведению, позволит более эффективно и творчески подходить к принятию решений, выполнению профессиональных задач, а по итогу стать успешным в выбранной сфере деятельности. 

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обозначены направления повышения ответственности личности.

Таким образом, высшее образование призвано обеспечить формирование у студентов социальной ответственности, в связи с чем совершенствование системы воспитания студентов в высшей школе выходит на первый план и предстает как проблема исключительной важности.

Социальная ответственность – это обязанность личности оценивать свои намерения и осуществлять выбор поведения в соответствии с нормами, отражающими интересы общественного развития, а в случае нарушения их (проявления безответственности) — обязанность дать отчёт обществу и подвергнуться общественному осуждению или наказанию за антиобщественный поступок [1]. 

С позиции философско-социологического подхода социальную ответственность определяет С. В. Карпухин. Он определяет её как многогранное общественное явление, проявляющееся во взаимоотношениях всех сфер жизнедеятельности общества.

В рамках социальной психологии социальная ответственность в широком смысле слова понимается как качество, характеризующее социальную типичность личности, её склонность придерживаться в своём поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчёт за свои действия. 

И. Кант полагал, что ответственность человека связана с чувством осознания нравственного долга и подчинением своей воли внешней необходимости [2].

В западноевропейской философии XVII–XVIII веков социальная ответственность трактовалась в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма. В их исследованиях прослеживается идея о взаимосвязи свободы и необходимости, личности и общества.

Однако, содержание современных образовательных программ не всегда способны в полной мере обеспечить эффективное воспитание нравственных основ и формирование ответственности за собственные поступки у студентов высшего учебного заведения. Поэтому не вызывает сомнений необходимость разработки дополнительных форм, методов и средств, которые позволяют с наибольшей эффективностью влиять на формирование таких необходимых студенту личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, социальная ответственность и способность добиваться намеченной цели.  

Одной из возможных форм формирования социальной ответственности студентов института выступает вовлечение их в волонтерскую деятельность.

Согласно закону РФ №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)», волонтёрская деятельность — это добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан [3].

Некоторые разработки учёных о волонтёрской деятельности.

С. Г. Екимова рассматривала волонтёрскую деятельность в вузе как квазипрофессиональную, альтруистическую общественно полезную деятельность, как важнейший нравственный ресурс для развития у будущих специалистов таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность и рефлексивность.

Л. Е. Сикорская считала, что структура добровольческой деятельности отражает её нравственный потенциал — это сфера заботы, внимания, социального участия и помощи.

Е. С. Азарова обосновала, что индивиды, реализующие добровольческую деятельность, характеризуются динамичностью в области межличностного общения и социальной экстраверсией. 

Н. К. Григорьева, А. А. Заднепровская, Л. Ф. Козодаева, А. О. Лагутин, А. А. Маланичев, Н. А. Перинская, А. С. Печелиев, Н. А. Печелиева, А. Д. Романюк, Л. Е. Сикорская, Н. Ф. Трофимова изучали роль волонтёрской деятельности в процессе становления личности, социализации и воспитания молодёжи в современном российском обществе.

М. М. Абакумова, Р. Г. Абакумов, М. Н. Коныгина, Л. А. Кудринская, И. В. Мерсиянова, Л. Е. Сикорская, Л. И. Якобсон в своих исследованиях рассматривали волонтёрство как деятельность альтруистического характера.

Включение студентов в добровольческую деятельность способствует развитию необходимых и в жизни, и в профессиональной деятельности лидерских качеств: умение привлечь к делу, заинтересовать и организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур. В процессе участия в волонтерских акциях студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности. 

Смысл деятельности волонтера не только в том, чтобы изменить окружающий мир, но и в изменениях, происходящих в личности, и эта, вторая сторона, как раз и важна в педагогике. Студент, делающий доброе дело для того, чтобы помочь другому, открывает в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он нужен людям [4].

Волонтерская деятельность студентов высшего учебного заведения, которую рассматриваем как добровольное и безвозмездное оказание помощи и поддержки людям и социуму, рассматривается как способ воспитания социальной ответственности и в педагогическом аспекте обладает большими возможностями по сравнению с учебной деятельностью, а именно:

позволяет студентам проявить личные качества, востребованные в среде волонтёров (коммуникабельность, организаторские способности, качества лидера, сострадание, альтруизм);

предоставляет студентам, получившим статус волонтера, право выбора вида волонтерской деятельности и возможности самостоятельно отвечать за её результаты;

повышает самооценку студентов, создавая поле успешности для тех студентов, которые не смогли проявить себя в процессе учебной работы с наилучшей стороны;

расширяет круг общения студента за счёт взаимодействия с членами волонтерских объединений, даёт возможность перенять лучшие моральные качества от старших и наставников;

способствует естественному вхождению в систему гражданских отношений современного общества, формирует моральные и нравственные ценности, неоспоримость которых неизменна с течением времени.

На основе возможностей волонтерской деятельности была разработана модель формирования социальной активности студентов института, состоящая из нескольких блоков, она представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Модель формирования социальной активности студентов института в волонтерской деятельности

 

Основные педагогические условия формирования социальной ответственности студентов института, которые поспособствуют эффективной реализации модели:

ориентация студентов высшей школы в системе общечеловеческих ценностей современного общества;

создание информационно-развивающей среды института, способствующей привлечению студентов к участию в волонтерской деятельности;

развитие мотивации к ответственному поведению;

учёт индивидуальных особенностей студентов, обучающихся в институте.

Волонтерская деятельность формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство в формировании их социальной ответственности, обладающее огромным воспитательным потенциалом, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов. Высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования добровольчества путем включения студентов в волонтерскую деятельность как эффективного средства выполнения задач не только профессиональной социализации студентов, но и социально ответственной личности. 

×
×