Формирование сознательного отношения учащихся к учебному процессу как основа самореализации личности и профессионального самоопределения школьника

Автор: Карданова Фатима Владимировна

Формирование сознательного отношения учащихся к учебному процессу как основа самореализации личности и профессионального самоопределения школьника

 

Меняется время и ставит перед педагогами новые задачи. Новое время- это рождение новых нравственных идеалов и хочется, чтобы они были направлены  на доброе, вечное и благое.

В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа кружков, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие занятия, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.

Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?

Считаю, что ценность образования измеряется не столько наличием у вчерашнего выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях.

Целью своей педагогической деятельности  считаю укрепление здоровья, сохранение в ребенке искренности и доброты, способности к созиданию и жажды познания. Очень важно, чтобы еще в школе ребенок понял, что такое успех. Успех — это достижение поставленной цели: это и реальные достижения человека (ребенка)  в различных областях жизни, это и озвученная оценка данного успеха окружающими, ведь результат их оценивания успешности человека отражается на отношении к нему, это и оценка самим человеком уровня своих достижений. А самое главное, необходимо научить ребенка объективно оценивать свои достижения и стремиться  к их  дальнейшему совершенствованию.

Учитель считает себя ответственными за то, чтобы ребенок научился совершать обдуманные поступки, ибо последствия наших поступков так сложны и разнообразны, что мы можем разрушить не только свой собственный мир, но и мир, окружающий нас.

Реализуя личностно-ориентированный подход, я стремлюсь в своей деятельности придерживаться принципа индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения учащихся математике учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. Это создает, на мой взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством учебной деятельности.

       Доказано,  что  обучение  должно   быть   согласовано  с   уровнем   развития  ребенка.  Л. С. Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться, как от несомненного».  

        В своей работе придерживаюсь следующих принципов личностно-ориентированного подхода:

1)      Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося.

2)      Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений.

3)      Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и

способностям того или иного ученика.

4)      Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных

способностей и подбирается соответствующий учебный материал.

5)      Сложность учебного материала выбирается учеником.

6)      Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и

индивидуальных склонностей.

7)      Предоставляется возможность выбора групповой или только собственной работы.

8)      Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.

9)      Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.

10)    Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

11)   Согласование собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями

и стилем учебной работы учащихся.

        Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики нетрудно создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения.

В обучении математики есть такие задачи и задания, на основе выполнения которых удается диагностировать не только знания, умения, но и результаты творческой деятельности. Такие результаты и достижения учащихся можно использовать для самоанализа интересов, склонностей, способностей и выбора профиля обучения.

Главное в такой работе – самооценка ученика. Его задача – тщательно проанализировать свою работу, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить краткий собственный отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой и используются данные технологии.

Правильно сформированная самооценка способствует формированию устойчивого образа «я», самоуважения, самонацеливания – как компонента профессионального самоопределения. Существует определенная взаимосвязь между оценками старшеклассниками своей учебы, жизненного опыта, с одной стороны, и выбором профессии с другой.

3.2. Дополнительное образование способствует многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации.

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школа решает задачу по  преодолению интеллектуального перекоса в развитии учащихся и создает основу для их успешной адаптации в обществе.

       Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.  И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный профессиональный выбор.

        Я разработала и провела программу дополнительного образования для учащихся 10 и 11  классов, которая ориентирована на более глубокое изучение курса математики, ее методов и идей: «История возникновения основных понятий интегрального и дифференциального исчислений» (http://www.openclass.ru/lessons/181308). Эта программа позволяет учащимся в большей степени овладеть теоретическими знаниями и методами рассуждений, объективно заложенными в базовом курсе математики. Они являются развитием системы ранее приобретённых знаний, и их цель – развитие творческого мышления, логической культуры, подготовка к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

         Помимо традиционных форм организации занятий (лекция, семинар)  приоритетными являлись такие организационные формы, как поисково-исследовательская деятельность, направленная на поиск метода решения задач, дискуссия, диспут.

        Задачи, решаемые в рамках данных программ:

        1)   образовательная – получение  новых знаний;

        2) креативная – создание системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

        3)  компенсационная – освоение новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

        4)   профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.

        5) задача самореализации — самоопределение ребенка в значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

       Данные программы дополнительного образования направлены не  столько на передачу определенных знаний, умений и навыков, сколько на разностороннее развитие учащегося как личности. В рамках программ решаются задачи по  разноплановому развитию ребенка, раскрытию его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека, а тем самым достигается цель по  реализации личностно-ориентированного подхода.

       Ценность данных программ дополнительного образования состоит в том, что они усиливают вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках, стимулируют познавательную мотивацию обучающихся.

        3.3. Элективные курсы — это предоставление учащимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.

       Нынешние социально-экономические условия и рынок труда требуют от современного человека, от выпускников средней школы постоянного и быстрого приспособления (адаптации) к новым, изменившимся условиям и процессам. Это, в свою очередь, требует умения самостоятельно получать знания, целенаправленно формировать необходимые умения и навыки, развивать способности.

        Даже эффективное информирование недостаточно для развития творческих способностей. Сообщение знаний всего лишь создает условия для творчества, тогда как использование, применение полученных знаний в новой проблемной ситуации является основой для действительной творческой деятельности.

       Освоение учащимися методологии научно-исследовательской и проектной деятельности позволяет сформировать навыки, необходимые для самостоятельного получения необходимых знаний, стимулировать потребность старшеклассников в саморазвитии и самообразовании, включить их в реальный и осознанный процесс исследовательской и проектной деятельности.

       Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность» (http://www.openclass.ru/lessons/181321), проведенный мною в 2008 – 2010 учебном году для учащихся 10-11 классов, позволил познакомить учащихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

       Организация учебно-исследовательской деятельности в школе — бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия, предназначенные для педагогов, занимающихся исследовательской работой с детьми. Публикуются работы по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся. Все чаще проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций, посвященные изучению исследовательского поведения, а также внедрению исследовательских методов обучения в практику. Выпускается журнал «Исследовательская работа школьников»; началось издание «Библиотеки журнала «Исследовательская работа школьников»; работает ряд Интернет-ресурсов, главным из которых является портал исследовательской деятельности www. researcher. ru .

      Разработанные методики В. В. Холубкова, Г. А. Хуковского, Г. Н. Ионина, И. П. Плотникова, М. А. Рыбниковой и др. стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу современные учителя, использующие в своей деятельности исследовательские приемы.

     Сейчас уже стало очевидным, что образовательное пространство школы функционирует наилучшим образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности.

     Работа учителя в этом направлении должна носить системный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

        Реализация курса «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность» прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

        Цели курса: 

   — познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской

работы;

   — способствовать творческому развитию начинающих исследователей;

        — сформировать опыт творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность;

       — сформировать и развить средствами математики интеллектуальные качества личности.

       Задачи курса:

1)      Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание

роли и значимости отечественной науки и научной школы.

2)      Вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации

научно исследовательской деятельности учащихся.

3)      Сформировать основы практических умений организации научно исследовательской

работы.

       Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в процессе профессионального самоопределения учащихся. В ходе разработки той или иной темы учащиеся значительно расширяют свой кругозор, совершенствуют такие навыки как  выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование — недостаточно, его нужно было представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

      Занятия  исследовательской деятельностью помогают учащимся получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность — это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает учеников навыками самообразования, формирует потребность саморазвития. Таким образом, следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества — формирует конкурентоспособного выпускника.

      3.4. Проектная деятельность учащихся позволяет учащимся проверить свои возможности в ситуациях, максимально приближенных к профессиональной деятельности, формирует к себе, как к субъекту труда, устойчивое положительное отношение.

      Проектная деятельность не только активизирует мыслительную деятельность учащихся, но и позволяет выполнить социализирующую цель обучения, обучает работе-сотрудничеству в команде. «Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Выступление перед аудиторией и видеокамерой вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей», — отмечает И. Н. Бухтиярова в статье «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.»

       Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, американского педагога, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

       Проект под названием «Инвестиционный проект по реконструкции усадьбы Елисеева в Белогорке», выполненный учащимися 11 класса (http://www.openclass.ru/lessons/181340), в является практическим результатом работы учащихся на завершающем этапе элективного курса «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность».

        Главным в учебно-исследовательской деятельности учащихся был поиск и достижение истины. Результатом коллективной работы над проектом явился  конкретный образовательный  продукт с рефлексией на завершающем этапе сов­местной работы, анализом творческого вклада каждого.

     На всех этапах работы я учитывала, что учащийся — полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире, а моя роль – это, прежде всего, организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся без навязывания им своих знаний и убеждений.

       Планируя работу над проектом, я старалась учесть главные особенности проектного метода. Непременное     свойство     любого   проекта:    личностная мотивация. В проекте  каждый учащийся решал личностно-значимую именно для него задачу. Ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

     Общая    проблема,     которую    решали    учащиеся   при   работе   над   данным    проектом, была сформулирована в процессе рассмотрения конкретной ситуации, связанной с положением малого и среднего бизнеса в России. На начальном этапе работы это было еще не их проблема, но они ей уже сочувствовали.

     В процессе конкретизации проблема становилась все ближе и понятней детям. Они сами определились с окончательной формулировкой, и задача стала,  как бы их собственной проблемой. 

     На  всех  этапах    работы   присутствовал   элемент выбора. Ситуация выбора создавалась мною, за счет не жестко сформулированной задачи. Мягкая формулировка задачи стимулирует творческую и познавательную активность учеников.

     В 11 классе актуальным становится вопрос дальнейшего продолжения обучения.  Как никогда становится острой проблема выбора специальности, формирования предпочтения тому или иному учебному заведению профессиональной подготовки.

     Проект «Куда пойти учиться?» https://infourok.ru/material.html?mid=26781 – это социальный проект, который  выполнен в рамках работы по профессиональному самоопределению учащихся 11 класса и содержит информацию о наиболее востребованных выпускниками школ профессиях, ВУЗах Санкт—Петербурга, рынке труда Санкт—Петербурга и Ленинградской области. В работе содержится информация о Государственном образовательном заказе Правительства Ленинградской области. 

     В современном комплексе профориентации существует три понятия – ХОЧУ, МОГУ, НАДО. ХОЧУ – это наш выбор. НАДО – это состояние рынка труда. МОГУ означает способности к тому или иному виду деятельности.

   Данная работа была направлена на то, чтобы помочь учащимся в решении следующих вопросов: 

— четкое осознание выпускником школы своих деловых качеств;
— определение профессиональных сфер, в которых можно приложить свои умения и навыки;
— возможность сосредоточиться на наиболее существенных предметах для будущего поступления в профессиональное учебное заведение.

      Задача школы и педагога, прежде всего, добиться того, чтобы в период обучения в старшей школе постепенно повышался уровень информированности учащихся о будущей профессии, происходило становление личности, происходила переоценка, переосмысление системы ценностей. В ходе профессионального самоопределения уже во время обучения в школе должно произойти изменение мотивационной сферы учащихся, сформироваться интересы, направления в будущей профессиональной деятельности.  До того, как человек не проверит свои возможности в ситуациях, приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно. Поэтому в каждой школе должна функционировать система работа по профессиональному самоопределению учащихся для формирования конкурентно способного выпускника.

 

 

×
×