Автор: Рамалданова Эльнара Изамудиновна
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного
возраста
« Умей чувствовать рядом с собой человека, умей
понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир – радость,
горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на
душевном
состоянии другого человека». ( В. А. Сухомлинский)
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так
называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью
является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая
личность.
Термин «толерантность» объясняется, как уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. На
сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий
как признание, принятие, понимание.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются
по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и
обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Хочу предложить высказывания великих людей:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди» (Б. Шоу)
« Жизнь такая разная и сложная, не стоит делать ее одинаковой и
простой. Живите так, как хотите жить… и не мешайте другим, кто
живет иначе» (Сергей Лукьяненко)
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает,
чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С. Смайлс)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Толстой)
Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом
формирования у подрастающего поколения является воспитание путем
развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения,
искусства жить в мире непохожих людей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего
дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным
для воспитания нравственности и толерантности,
именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития
личности ребенка.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на
занятиях во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А
также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Педагог должен уделять внимание патриотическому воспитанию,
направленному на формирование уважительного отношения к Родине,
родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному
народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на
современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который
любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к
народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для
процветания Отчизны, гордится достижением страны и своего региона.
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к своей
земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по –
настоящему гражданином и патриотом.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической
памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального
государства, что приобретает особую важность для установления
объективной истины, формировании личной позиции. В педагогическом
аспекте единство исторического знания и культуры обозначает
незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует
взаимопониманию и взаимообогащению народов.
Большую ценность для детей имеют этнографические знания о
происхождении народов, с представителями которых они вместе
воспитываются, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта,
одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе
воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш
дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным
причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была
плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и
разных видов деятельности дошкольников:
— проведение массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и
традициями своего народа и народов мира;
— театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе
которых сказки народов мира;
— сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является
освоение и практическое применение детьми способов толерантного
взаимодействия;
— русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и
другие;
-подвижные игры ближайших стран – соседей, такие как «Дорога», «Цветок»
и другие;
— изучение народных праздников разных народов нашей страны;
— знакомство детей с традициями народов разных стран,
-НОД «Моя семья», «Моя родина Россия»,«Мой город», «Цветик —
семицветик», «Дружат дети на планете», «Мы — жители планеты земля»
-с традициями празднования Нового Года в разных странах;
-сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок,
— создание в группе уголка: пословиц, поговорок, игр и сказок разных
народов мира;
-организация уголка «Дружбы»:
-коробочка – копилка «Добрые дела»,
— «Дерево добрых дел»,
— создание с детьми календаря «Календарь дружбы»;
-создание «Забора Толерантности» (совместно с родителями)
-Оформление группы на тему « Новый Год по-английски»;
— вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку
общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
Толерантность – это способ выживания человечества, условие гармоничных
отношений в обществе. Мы уверенны в том, что все это поможет нашим
воспитанникам адаптироваться в обществе, сделать его лучше, открыть для
себя новые возможности.