Автор: Андрианова Елена Владимировна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе через экспериментирование в процессе реализации ФОП ДО
Ознакомление дошкольников с неживой природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы. Экологические представления определяются как:
l представления о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе;
l представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
В содержании экологических представлений отражаются сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (т.е. информация, имеющая прямое отношение к экологии человека), также в содержании экологических представлений раскрывается аспект природопользования (использование человеком природных ресурсов) и охраны окружающей среды.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования уже с раннего возраста педагог привлекает внимание детей к объектам неживой природы, однако в возрасте 5-6 лет в области познавательного развития одна из основных задач образовательной деятельности это:
l продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.
Содержание образовательной деятельности согласно ФОП ДО для детей 5-6 лет в формировании понятий о неживой природе:
l педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).
О вопросах формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе писали многие деятели науки, труды которых имеют непреходящую ценность для дошкольной педагогики (В.А. Сухомлинский, Е. Н. Водовозова, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский). Они считали, что ознакомление детей с природой в дошкольном образовательном учреждении требует постоянного прямого общения с ней.
Именно в возрасте 5-6 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста.
При правильном планировании работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» В этом случае возрастает роль воспитателя, как умного друга и советчика.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например, «Ребята, если мы с вами опустим воздушный шарик, в воду, он утонет? А если мы по пытаемся его утопить, как он себя поведет? »
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Старшим дошкольникам предлагается вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы. Так, например, на наших прогулках мы наблюдаем за ветром, проводим опыты с песком и водой в теплый период.
Для того чтобы знания детей о неживой природе были осознанными, в детском саду проводятся несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка, света об их изменениях и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
В нашем детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы и растениями с использованием «Мини — лаборатории». С ее помощью мы проводили ряд экспериментальных занятий, таких как:
l Смешивание красок (дети наблюдают, как краски поднимаются по салфеткам и смешиваются, образуя новый цвет);
l Пена в стаканчике (дети наблюдают за образованием воздушной пены в процессе выдувания воздуха через соломинку);
l Магнитные истории (изучение свойств магнита).
l Песчаные истории (дети рассматривали песчинки под микроскопом, смешивали с водой, строили песчаные замки (из сырого) и барханы (из сухого песка)
l Световое шоу (изучение искусственных источников света (фонарик, свеча, лампа накаливания)
l Воздушные приключения (воздух сжимается, расширяется, обнаружение воздуха в пустых предметах)
l Водная стихия (агрегатные состояния воды, живая вода, раствор)
Несложные эксперименты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в центре природы, включать в занятия полученный опыт.