Автор: Коваль Ксения Сергеевна
Статья на тему:
«Формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности как актуальное направление воспитательной работы в системе общего образовании»
Исполнитель:
Коваль Ксения Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ №38 «Ёлочка» — ДОУ №23 «Солнечный город»
Серов
2021
Проблема формирования чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на 10 лет. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, имея больший вес и значение, стала задачей государственной важности. Государство пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях через систему образования чувство патриотизма и гражданственности.
Об актуальности данной проблемы говорится в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 г. В ней идёт речь о том, что система патриотического воспитания подразумевает собой формирование и развитие значимых социальных ценностей, патриотизма и гражданственности в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Исходя из этого личность человека после будет обладать качествами настоящего гражданина и патриота, которых способен выполнять свои гражданские обязанности.
Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма: патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для становления патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям.
Основными направлениями патриотического воспитания являются:
1. Духовно – нравственное. Осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и пооцессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
3. Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
4. Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
5. Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6. Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
7. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Формами реализации патриотического воспитания могут быть тематические беседы, занятия, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.