Автор: Хайруллина Динара Рамильевна
Формирование валеологической культуры дошкольников»
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься» Януш Корчак
Безусловно, самое важное это жизнь человека, ну а самое главная ценность в жизни — здоровье. Учеными доказано, что на 20% здоровье зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, и 50 % — от образа жизни человека. Значит, здоровье человека зависит от его привычек, от его усилий по укреплению здоровья.
Здоровье ребенка зависит во многом от нас-от взрослых. Дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Современная педагогическая наука, Закон об образовании и ФГОС ДО призывают дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых — воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, а также организация образовательного процесса в ДОУ без негативного влияния на здоровье детей.
Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «здравствовать, быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом «вале!» — «будь здоровым».
Валеология как наука возникла не так давно, «отцом» современной валеологии называют русского ученого, профессора И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Валеология — наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охрана и укрепление их физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6., п. п. 1)
В связи с вышеизложенным, передо мной встал вопрос о создании системы работы по формированию валеологической культуры дошкольников в контексте воспитательно — образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий.
Определила цель деятельности: формирование у детей дошкольного возраста валеологической культуры, включающей валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
В процессе изучения темы «Валеология», решила провести
Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный
По продолжительности: краткосрочный
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Участники: воспитатель, дети средней группы, родители
В рамках проекта:
Формы работы с детьми; НОД «В гостях у Доктора Здоровейки», «В здоровом теле-здоровый дух», аппликация, рисование, лепка, беседы, чтение художественной литературы, просмотр обучающих мультфильмов «Азбука здоровья», «Чистота залог здоровья», различные дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации, выставка; физминутки, пальчиковые игры, «Парад Гимнастики», с родителями было проведено родительское собрание «Здоровье детей-в наших руках», подготовлены буклеты, консультации «Здоровьесберегающие технологии», «Посеешь привычку-пожнешь характер», проведено анкетирование.
Изучая тему «Формирование валеологической культуры дошкольников» в различных методических пособиях, вебинарах, семинарах, посещая (не первый год) творческую группу «Здоровый педагог-здоровый ребенок» я решила разработать программу кружка по валеологии «Радуга здоровья», ведь: если приучать ребёнка с младшего дошкольного возраста заботиться о своём здоровье, то к старшему возрасту у него сформируются начальные знания и умения здорового образа жизни. Система работы по здоровьесбережению не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.