Формы работы на уроке сольфеджио

Автор: Ирина Владимировна Бойко

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДШИ№1» НГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Статья:

 «Формы работы на уроках сольфеджио»

 

                               Преподаватель теоретических дисциплин

       Бойко И.В.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

г. Находка, 2023

                                                                                             

Теоретический предмет – сольфеджио   изучают на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях и включает в себя огромный объём учебного материала.

Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально – ритмические упражнения.

 

Основными задачами теоретических дисциплин являются:

 

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

 

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

 

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения.

Сольфеджио в переводе с итальянского – «пение по нотам»

 

Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

 

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике;

 

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя в свoей деятельности;

•любовь к детям.

 

Формы работы на уроках сольфеджио:

 

1.Интонационные упражнения

2.Сольфеджирование, чтение с листа.

3.Ритмические упражнения.

4.Слуховой анализ.

5.Музыкальный диктант.

6.Знания по теории

 

1.Интонационные упражнения.

 

Эти упражнения даются с целью выработать  чистое пение каждой ноты. Для этого активируется  работа внутреннего слуха и координация голоса, а затем, расширяя диапазон предлагаемых песен, воспитывается  ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п.

Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразный «музыкальный словарь».

Разучивание и запоминание происходит путем многократного повторения мелодических оборотов в заданных тональностях. Вырабатывается навык и  умение точно, красиво и быстро воспроизвести нотный текст в новой тональности.

Эти упражнения требуют системной работы, чтобы закрепить приобретённые навыки.

Интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов.

Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа.

Пение каждого упражнения нужно проводить с гармонической поддержкой, а затем постепенно переходить к пению а cappella.

 

2.Сольфеджирование, чтение с листа.

 

Сольфеджирование — основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы.

Следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

 

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента, уметь мысленно представлять себе звуки и понимать нотный текст, стараться понять и охватить в целом музыкальную мысль.

Обязательное условие при повторном исполнении петь с дирижированием, используя правильный и чёткий дирижёрский жест.  Номера на уроке  разбираются, анализируются, разучиваются, определяется размер, длительности нот, счёт, схема дирижирования, направление и движение мелодии, тональность. Так, процессе чтения с листа вырабатывается навык  осмысленного пения.

 

3.Ритмические упражнения.

 

С самых первых уроков ритмические упражнения в игровой форме всегда являются важной частью занятия. Метроритм присутствует в каждом виде работы. Первоначальным знаниям метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученикам трудно воспроизвести ритмический рисунок,  сольфеджировать музыкальные номера, писать различные виды диктантов. Эти знания оформляются в правила про длительности нот, паузы, ритмические группировки, размер, сильные и слабые доли, дирижёрский жест в разных размерах и др. Одним из упражнений для развития метро-ритма являются ритмические диктанты с заданием определить размер, расставить тактовые черты, выполнить правильную группировку; упражнения в разных размерах, темпах; задания на письменное выполнение правильной группировки..

 

4.Слуховой анализ.

 

Это очень важная систематическая работа на каждом уроке. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. «Слуховая наглядность» — метод работы над анализом на слух. Осознание слышимого, умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, узнаванию элементов.

 Музыкальная память, мышление, накопление внутренних слуховых представлений, развитие гармонического слуха. При данной форме работы нужно уметь применять знания теории. Например, уметь построить интервалы, аккорды, знать о ступенях гаммы, о ладах и их видах. Играть данные построения, слушать, петь. Систематическая работа как слушание, осознание и запоминание. Работа над анализом на слух имеет большое значение для чтения с листа и особенно для записи диктанта.

 

5.Музыкальный диктант.

 

Наиболее полной формой слухового анализа является музыкальный диктант – запись услышанной музыки. Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта –

«слышу – понимаю – записываю» – требует специальной подготовки. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио: показать и научить, как писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

-мышление (образное и ассоциативное), обеспечивающее осознание слышимого

-память, дающая возможность уточнять слышимое, запоминать ;

-внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.

Во время диктанта важно уметь слышать, анализировать мелодию.

Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

 

6. Знания по теории.

 

С самого первого урока большое внимание уделяется знанию теории, правил, которые последовательно закрепляются и систематизируются.

В сферу знаний и умений входят также умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных октавах, в скрипичном и басовом ключах, различных ритмических рисунков и со всеми возможными знаками альтерации. Важным является то, что любые теоретические сведения необходимо «извлекать» из слуховых представлений, на основе показа и анализа музыкальных примеров.

Использование наглядного материала, ИКТ существенно обогащают занятия и вносят элементы современности, актуализируют изучаемый материал. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в музыкальной школе.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

 

Изучение предмета «сольфеджио» помогает  выполнить следующие задачи:

 

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

 

• развитие музыкального слуха как основы для практических навыков (чтение и запись музыки);

 

• воспитания бережного отношения к национальной культуре, фольклору, к русской народной музыке;

 

• развитие «наслышенности» — знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки;

 

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

 

В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно только при условии всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×