Автор: Ирина Владимировна Бойко
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ№1» НГО
Статья:
«Формы работы на уроках сольфеджио»
Преподаватель теоретических дисциплин
Бойко И.В.
г. Находка, 2023
Теоретический предмет – сольфеджио изучают на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях и включает в себя огромный объём учебного материала.
Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально – ритмические упражнения.
Основными задачами теоретических дисциплин являются:
• выявление и развитие задатков и способностей детей;
• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;
• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения.
Сольфеджио в переводе с итальянского – «пение по нотам»
Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:
• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике;
• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя в свoей деятельности;
•любовь к детям.
Формы работы на уроках сольфеджио:
1.Интонационные упражнения
2.Сольфеджирование, чтение с листа.
3.Ритмические упражнения.
4.Слуховой анализ.
5.Музыкальный диктант.
6.Знания по теории
1.Интонационные упражнения.
Эти упражнения даются с целью выработать чистое пение каждой ноты. Для этого активируется работа внутреннего слуха и координация голоса, а затем, расширяя диапазон предлагаемых песен, воспитывается ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п.
Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразный «музыкальный словарь».
Разучивание и запоминание происходит путем многократного повторения мелодических оборотов в заданных тональностях. Вырабатывается навык и умение точно, красиво и быстро воспроизвести нотный текст в новой тональности.
Эти упражнения требуют системной работы, чтобы закрепить приобретённые навыки.
Интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов.
Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа.
Пение каждого упражнения нужно проводить с гармонической поддержкой, а затем постепенно переходить к пению а cappella.
2.Сольфеджирование, чтение с листа.
Сольфеджирование — основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.
Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы.
Следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента, уметь мысленно представлять себе звуки и понимать нотный текст, стараться понять и охватить в целом музыкальную мысль.
Обязательное условие при повторном исполнении петь с дирижированием, используя правильный и чёткий дирижёрский жест. Номера на уроке разбираются, анализируются, разучиваются, определяется размер, длительности нот, счёт, схема дирижирования, направление и движение мелодии, тональность. Так, процессе чтения с листа вырабатывается навык осмысленного пения.
3.Ритмические упражнения.
С самых первых уроков ритмические упражнения в игровой форме всегда являются важной частью занятия. Метроритм присутствует в каждом виде работы. Первоначальным знаниям метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученикам трудно воспроизвести ритмический рисунок, сольфеджировать музыкальные номера, писать различные виды диктантов. Эти знания оформляются в правила про длительности нот, паузы, ритмические группировки, размер, сильные и слабые доли, дирижёрский жест в разных размерах и др. Одним из упражнений для развития метро-ритма являются ритмические диктанты с заданием определить размер, расставить тактовые черты, выполнить правильную группировку; упражнения в разных размерах, темпах; задания на письменное выполнение правильной группировки..
4.Слуховой анализ.
Это очень важная систематическая работа на каждом уроке. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. «Слуховая наглядность» — метод работы над анализом на слух. Осознание слышимого, умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, узнаванию элементов.
Музыкальная память, мышление, накопление внутренних слуховых представлений, развитие гармонического слуха. При данной форме работы нужно уметь применять знания теории. Например, уметь построить интервалы, аккорды, знать о ступенях гаммы, о ладах и их видах. Играть данные построения, слушать, петь. Систематическая работа как слушание, осознание и запоминание. Работа над анализом на слух имеет большое значение для чтения с листа и особенно для записи диктанта.
5.Музыкальный диктант.
Наиболее полной формой слухового анализа является музыкальный диктант – запись услышанной музыки. Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления.
Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта –
«слышу – понимаю – записываю» – требует специальной подготовки. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио: показать и научить, как писать диктант.
В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:
-мышление (образное и ассоциативное), обеспечивающее осознание слышимого
-память, дающая возможность уточнять слышимое, запоминать ;
-внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.
Во время диктанта важно уметь слышать, анализировать мелодию.
Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.
Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
6. Знания по теории.
С самого первого урока большое внимание уделяется знанию теории, правил, которые последовательно закрепляются и систематизируются.
В сферу знаний и умений входят также умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных октавах, в скрипичном и басовом ключах, различных ритмических рисунков и со всеми возможными знаками альтерации. Важным является то, что любые теоретические сведения необходимо «извлекать» из слуховых представлений, на основе показа и анализа музыкальных примеров.
Использование наглядного материала, ИКТ существенно обогащают занятия и вносят элементы современности, актуализируют изучаемый материал. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в музыкальной школе.
Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.
Изучение предмета «сольфеджио» помогает выполнить следующие задачи:
• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;
• развитие музыкального слуха как основы для практических навыков (чтение и запись музыки);
• воспитания бережного отношения к национальной культуре, фольклору, к русской народной музыке;
• развитие «наслышенности» — знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки;
• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.
В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно только при условии всех форм работы на уроке «Сольфеджио».