функциональная грамотность

Автор: Александра Ивановна Навальнева

        Потенциал заданий Яндекс. Учебник для выбора учебных ситуаций, способствующих развитию  функциональной грамотности на уроках русского языка, математики и окружающего мира в начальной школе

         Поколение нынешних детей исследовать Марк Пренски назвал цифровыми аборигенами. «Цифровые аборигены» — поколение тех, кто родился и вырос в окружении гаджетов. Для этих детей цифровая среда стала окружающим миром, где их пользовательский опыт формировался с 1,5 – 2 лет. Они обрабатывают информацию по своему и делают все иначе: общаются, занимаются творчеством, делятся с другими информацией, коммуницируют. И эта новая реальность влияет на познавательные возможности ребенка и формирует привычки ума для цифрового мира.

Сегодня функциональная грамотность на повестке дня: дети разного возраста пишут независимые диагностики по читательской и математической грамотности. Они, как и многие другие мероприятия, направлены на достижение лучших результатов российских школьников в международных исследованиях: PISA, TIMSS, PIRLS — это входит в цели национального проекта «Образование». Пока что одно из самых значимых исследований функциональной грамотности в мире, PISA, показывает, что в нашей стране функциональная грамотность развита средне (в 2021 году проводится новое исследование, результаты пока неизвестны, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности», говорила Виноградова Н.Ф. А Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношен. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того отности лежит функциональное (смысловое) чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста

Читательская грамотность сегодня как понятие усложняется. Ее стали рассматривать как способность человека читать, писать и говорить. Читательская грамотность сегодня – это способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения, воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе и в цифровой среде (читательская грамотность + цифровая грамотность). Именно в той ПИЗЕ, которая нас ждет, планируется, что ученику будет предложено ряд заданий на экране, то есть для экранного чтения. Для нас, конечно, это очень мощный вызов, потому что исследования цифрового чтения в России только начинается. В мире есть такие исследования, но они очень противоречивы. И мы, как правило, работаем над стратегиями «бумажного» чтения.

Несмотря на то, что электронное чтение не исследовано, не известно точно, как ребенок воспринимает текст на экране, и это должен был быть разговор будущего…. НО пандемия расставила свои акценты, и мы вынуждены были активно осваивать дистанционное обучение.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться — важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Со времен дистанционного обучения весной 2020 года я изучила и начала активно применять сервис ЯндексУчебник- бесплатная российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, участвовать в вебинарах, проходить курсовую подготовку, осваивать новые вершины цифрового пространства.

Мы, учителя, конечно, работаем над развитием функциональной грамотности, но большей частью интуитивно. В учебниках практически нет заданий для ее формирования, а все исследования это только задания на проверку сформированности функциональной грамотности. Для вовлечения в системную работу учителей и учащихся в ЯндексУчебнике был создан курс «Работа с информацией» в рамках марафона по функциональной грамотности. Главной целью которого являются доступные в цифровом пространстве задания на отработку навыков функциональной грамотности. И вторая цель – это методическая поддержка учителей, интересующихся и работающих над этой проблемой: как системно работать с заданиями, как их встраивать в педагогический процесс.

         Работа с учебными текстами занимает существенное, а часто и ведущее, место в процессе обучения. К каким результатам чтения того или иного текста должно приводить ученика? Повышает коэффициент полезного действия от такого чтения? Насколько управляемо достижение такого безусловного результата со стороны преподающих и самих учащихся? Таким процессом управляет учитель в непосредственном сотрудничестве с учащимися.

           Исследования последних лет свидетельствует о существенных проблем в области сформированности читательской компетентности у современных школьников. В рамках международных исследований качества и грамотности чтения PlSA B PIRLS были выявлены следующие негативные моменты:

— учащиеся неверно истолковывают содержание прочитанного текста в связи с незнанием/неверной интерпретацией фактов, изложенных в тексте;

— учащиеся трактуют слишком поверхностью смысл текста, без учета его «подтекста» и социокультурного контекста;

— учащихся неверно понимают значение отдельных слов/фраз и поэтому неверно в целом понимают смысл текста.

Для избежания данных дефицитов необходимо развивать функциональную читательскую грамотность.

Функциональная грамотность — способность работать с информацией для решения жизненных задач ( межпредметный навык)

Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существуют стадии формирования читательской грамотности:

1) обучение чтению;

2) чтение для обучения;

3) чтение для жизни.

Формирование читательской грамотности опирается на формирование читательского умения:

— находить и извлекать информацию;

— интегрировать и интерпретировать информацию;

— осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

— использовать информацию.

Для развития читательского умения используем разнообразие текстов:

-по структуре (сплошные. Несплошные, множественные);

— по жанру (художественные, публицистические, научные);

-по ситуации чтения ( для личных или общественных целей, для практических целей и для образования).

  Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в  начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у обучающихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучения.

            На начальном этапе обучения – развивать умение каждого ребенка  мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщения, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничению. Важна техника чтения. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

             Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего)  становится обязательным условием успешности.

Измерение читательской грамотности происходит по следующим уровням:

-трудность задания ( трудность умения и трудность текста);

— форма вопроса (открытые и закрытые);

— балльная оценка ответа ( модель частичного оценивания);

высокий уровень читательской грамотности- объёмные тексты.

Информация необходимая для решения задачи не лежит на поверхности. Элементы информации сообщаются в разном порядке. Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт.

Из своих наблюдений мы заметили, что на формирование функциональной грамотности младших школьников оказывает влияние применяемые в процессе обучения технологии и создание развивающей среды. Убеждены, что техника чтения является важнейшим фактором, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна и на ней есть свои сложности. Средства формирования навыков мышления — предметные задания, а форма организации — проблемные ситуации.

При планировании уроков рекомендуется учитывать:

1. Количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе.

2. Урок организуется как пространство сотрудничества, где открываются возможности для проявления своих достижений и задаёт зону ближайшего развития каждого ученика.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной , мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого обучающегося, развитие его функциональной грамотности. Процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания фактов, дат.

Подобрать интересные задания к уроку для выстраивания линии в развитии функциональной грамотности бывает непросто. Приходится потратить много времени на поиски, прежде, чем найти что-то стоящее. Чтобы помочь с этим учителю , в Яндекс.Учебнике предлагается библиотека ( витрина) таких заданий. Это главная страница в библиотеке, где собраны задания на актуальные темы.

Задания на формирование читательской грамотности помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее.

 Текстом PISA учитываются следующие характеристики читательской грамотности:

 Чтение — это сложно организованная деятельность и не все её элементы поддаются измерению.

Для текста  PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:

Ситуации — разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.

Текст — разнообразные материалы для чтения.

Читательские умения —способы работы с текстом.

Материал заданий Яндекс.Учебник  разработан в соответствии с читательскими умениями, выделенными в рамках международных исследований по функциональной грамотности. В каждом задании есть методические комментарии.

  Считается, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится  к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся. К обучению их в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик анализируя, сравнивая, синтезируя , обобщая , конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность ( картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д) 

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие  в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.  Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают « способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Задания комплексные или структурированные, объединённые общей темой или проблемой. Каждое из заданий включает в себя тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности. Задания не типичные, а близкие к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Форматы заданий в Яндекс. Учебнике позволяют решать эти вопросы системно на каждом предмете.

Типы заданий Яндекс. Учебника:

1. Задания на умения выявлять, какой именно информации не хватает.

2. Задания, в которых источником информации является рисунок.

3. задания на умения определять источники информации.

4. Задания на умение осуществлять поиск необходимой информации.

5. Задания на умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Пример-подборка « Я» попадает в историю с Луной.

Задания на формирование читательской грамотности помогает детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее. Материал разработан в соответствии с читательскими умениями, выделенными в рамках международных исследований по функциональной грамотности.  В каждом задании есть методические комментарии.

В подборке есть итоговая карточка самооценки , способствующая развитию  регулятивных УУД. Ее можно добавить последней в любое задание, чтобы получить обратную связь от ученика. Ответы ребенка дополняют объективные результаты выполнения заданий.

 Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности обучающихся в школе. Осуществляется оно по двум основным направлениям : содержание учебного предмета; определенная организация познавательной деятельности.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примеры формулировок учебно- познавательных компетенций в деятельностной форме: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, использовать элементы вероятных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий( текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

Формирование учебно-познавательных компетенций предполагает:

— выражение обучающимися своего собственного мнения, чувств;

— активное включение в реальную деятельность;

— происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;

-стимулируется развитие творческого мышления, воображения;

-кроме того создаются не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.

Конечно, важно понимать, что Яндекс.Учебник, как и любой цифровой образовательный ресурс, не должен быть единственным инструментом для формирования функциональной грамотности: удобно ориентироваться.

В Яндекс.Учебнике уверены: задания из подборки и из курса «Работа с информацией» вряд ли сформируют комплекс умений с нуля. Они, скорее, могут задать направление, являться примером, на который учителю работа с функциональной грамотностью — важная задача. Но у современного учителя много важных задач, поэтому электронные ресурсы могут ему помочь. В Яндекс.Учебнике предлагается не только сервис с автоматической проверкой, но и грамотные задания, подготовленные талантливыми учителями-методистами, полезные для формирования функциональной грамотности и интересные детям. Эти задания выверены методически и являются отличными образцами, по которым можно работать дальше с формированием функциональной грамотности школьников. Кроме того, на платформе есть аналитика, которая показывает, какие темы даются конкретным ученикам сложнее всего.

Я считаю, что информационные технологии для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

 

 

 

 

×
×