Функциональная грамотность МК: «Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Автор: Юлия Викторовна Воронкова

МК: «Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Добрый день, уважаемые коллеги! Как здорово, что наше РМО объединило вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей! Сегодня я предлагаю вам провести практическое занятие в форме мастер-классаА начать его мне хотелось бы с притчи:

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

 — Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить  эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

 Это самое главное, чему мы должны учить детей.

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?

Мы понимаем, что возникает  необходимость в освоении   новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений  в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика.

Поднимите, пожалуйста, правую руку вверх. Это означает, что вы готовы к работе. А теперь попробуйте поаплодировать этой рукой. У вас не получается, а если я подойду к вам? У нас получилось вместе сделать хлопок. Теперь попробуйте сделать хлопок с соседом. Отлично! Это говорит о том, что только вместе мы можем работать в сотрудничестве.

Что же такое Функциональная грамотность?

 Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, на МК раскрыть некоторые приемы формирования ФГ и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей предметной области.

Прием «Шаг вперед» Этот прием можно использовать на этапе актуализации знаний, хорош метод как проверка пройденного на уроке материала, на этапе рефлексии.

 Описание: запишите на доске тему, которую необходимо повторить, и вызовите  несколько человек. Ребята становятся в нескольких шагах от доски. Каждый должен называя одно слово, понятие или определение, делать шаг вперед. И дойти до доски одновременно освежив в голове большую часть темы.

Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.  Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа.

Например:

1.                   Сколько будет 48 умножить на 4: 193 или 191?

2.                   Что растет не березе — яблоки или груши?

3.                   Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

4.                   Столица России — Париж или Минск?

5.                   Звук А звонкий или глухой?

Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?

Критическое мышление — это способность сомневаться в информации, умение сравнивать источники, задавать вопросы и рефлексировать. Критическое мышление — это комплексный навык, и развивать его можно уже с дошкольного возраста.

Попробуйте сформулировать 1 вопрос  ложной альтернативы по своей предметной области.

Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)

Описание: Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Равнины и горы России».

— Что вы знаете о горах? Что хотите узнать? Дети в таблице фиксируют свои мысли и уже имеющиеся знания. В конце урока заполняется графа «Узнал». После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Приём «Мои аргументы»

Описание: Данный приём можно использовать на уроке литературного чтения, направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание. Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. 

Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

Задание: — Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

— Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Отрывок рассказа Д.Н. М-Сибиряк «Приёмыш»

Вопрос:- Какие слова, предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

            Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

         Работа с текстом не ограничивается  уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

     Прием «Мои аргументы»- очень хороший прием  для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Приём «Буктрейлер»

Описание: данный прием помогает приобщить детей к чтению книг, происходит  развитие речи, пополнение словарного запаса; дети получают  опыт в поиске нужной информации из различных источников;

Приём «Поиск информации» 

           Задача учащихся — извлечь необходимую информацию из представленного текста  аудио —  или видеофайла. После знакомства с текстом (самостоятельно или фронтально) учащиеся получают буклеты с заданиями или рабочие листы. Выполняя задания им приходится не однократно возвращаться к прочитанному материалу, что помогает прочнее зафиксировать полученные знания.

Предлагаю вам это проверить.

               «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко.

Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Заключение

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников. 

Уважаемые коллеги!

Если мой МК заставил вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак.

Если вам захотелось что-то из услышанного использовать  в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак. 

Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность». Так пусть Ваше плаванием будет счастливым! Попутного ветра!

 

×
×