Автор: Светлана Сергеевна Почекунина
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений »
Функциональная грамотность – умение человека взаимодействовать с окружающим миром по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в нем. Функциональная грамотность есть высочайший уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность человека в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.
Функциональная грамотность с точки зрения фгостретьегопоколения
ФГОС третьего поколения
определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных учебных действий. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают не только определиться с будущей профессией, но и найти место в жизни, суметь решить разные
жизненные проблемы.
Основные составляющие функциональной грамотности в современном образовательном пространстве.
1математическая грамотность
2читательская грамотность,
3.естественнонаучная грамотность,
4. финансовая грамотность,
5.креативное мышление
6.глобальные компетенции
Функциональная грамотность науроках иностранногоязыка: Уметь свободно общаться
Говорить, читать и писать на иностранном языке.
Использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом:
прочитать письмо и написать ответ, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу до пункта в незнакомом городе, устроиться в гостинице, вызвать мастера по ремонту, написать пригласительную или поздравительную открытку
другу и создать буклет…..
умение извлекать информацию из различных источников:
СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на
дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств.
— умение анализировать графики, диаграммы и составлять монологические и диалогические высказывания на основе информации.
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности и обязательное условие успешности
Основные этапы работы с текстом:1.Предтекстовый (Pre-reading) создание мотива чтения;
развитие умения прогнозирования;
активизация фоновых знаний и снятие языковых
трудностей.
2.Текстовый (While-reading) Осмысленное понимание прочитанного
3.Послетекстовый (Post-reading) проверка понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием
полученной информации в будущем.
Формирование математической грамотности как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.Например:
Типовые задания: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Count and say.
1+8 = ….. (one plus eight is nine) и т.д.
Естественно – научная грамотность
темы для обсуждения в разделе
Going Green:
•Проблема здоровья и долголетия. •природные ресурсы; •окружающая среда;
•опасности и риски; •связь науки и технологий
•основы безопасности жизнедеятельности •глобальные проблемы человечества.
И т.д.
Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует развитию функциональнойграмотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развиваеттворческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка – это залог не только успешного применения иностранного языка
в различных сферах деятельности, но и развитие учащегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие, стремление к познанию новог