ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ НА ТЕРРИТОРИИ Г. КАЗАНЬ

Автор: Журавлева

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ НА ТЕРРИТОРИИ Г. КАЗАНЬ

 

Аннотация: В статье рассматривается применение геоинформационных систем как Аннотация: В статье рассматриваются вопросы геоинформационного анализа размещения и функционирования маркетплейсов на территории г. Казань. В условиях растущей популярности онлайн-торговли и развития цифровой экономики, маркетплейсы оказывают значительное влияние на городскую среду, транспортную инфраструктуру и потребительское поведение. Целью исследования является выявление закономерностей в пространственном распределении маркетплейсов, оценка факторов, определяющих их размещение, и разработка рекомендаций по оптимизации их деятельности с учетом интересов бизнеса и жителей города. В работе использованы методы геоинформационного анализа, пространственной статистики, картографического моделирования и сбора данных из открытых источников. Результаты исследования могут быть использованы для принятия обоснованных решений в сфере городского планирования, развития транспортной инфраструктуры и регулирования деятельности онлайн-платформ.

Ключевые слова: геоинформационные системы, маркетплейсы, розничная торговля, городская среда, пространственный анализ, транспортная доступность, геомаркетинг, г. Казань.

 

Zhuravleva E.N.1, Pudovik E.M.2

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan e-mail:

ekaterinazhuravleva2001@mail.ru

 

GEOINFORMATION ANALYSIS OF MARKETPLACES IN THE CITY OF KAZAN

 

Abstract: The article discusses the use of geoinformation systems as an Abstract: The article discusses the issues of geoinformation analysis of the placement and functioning of marketplaces in the city of Kazan. With the growing popularity of online commerce and the development of the digital economy, marketplaces have a significant impact on the urban environment, transport infrastructure, and consumer behavior. The purpose of the study is to identify patterns in the spatial distribution of marketplaces, assess the factors determining their placement, and develop recommendations for optimizing their activities, taking into account the interests of businesses and residents of the city. The paper uses methods of geoinformation analysis, spatial statistics, cartographic modeling and data collection from open sources. The results of the study can be used to make informed decisions in the field of urban planning, development of transport infrastructure and regulation of online platforms.

Keywords: geoinformation systems, marketplaces, retail, urban environment, spatial analysis, transport accessibility, geomarketing, Kazan.

 

Современный потребитель все чаще совершает покупки онлайн, а маркетплейсы стали неотъемлемой частью этого процесса. Казань, как крупный мегаполис с развитой экономикой и высоким уровнем цифровизации, представляет собой богатую почву для развития электронной коммерции. Однако эффективное функционирование маркетплейсов напрямую зависит от стратегического размещения пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Рациональное планирование сети ПВЗ требует глубокого понимания пространственного распределения спроса и влияющих на него факторов. Именно здесь на помощь приходит геоинформационный анализ (ГИС-анализ). ГИС-анализ позволяет визуализировать и анализировать пространственные данные, предоставляя объективную картину размещения ПВЗ в Казани и выявляя зоны перенасыщения и дефицита. Применение ГИС-технологий позволяет оптимизировать логистические цепочки, снизить издержки и повысить удовлетворенность клиентов.

Факторы, влияющие на размещение ПВЗ в Казани:

 Размещение ПВЗ в Казани определяется сложным переплетением различных факторов, которые можно условно разделить на несколько групп:

1. Факторы спроса

Плотность населения: Районы с высокой плотностью населения, такие как Советский, Вахитовский и Кировский районы, естественно, привлекательнее для размещения ПВЗ. Большее количество потенциальных клиентов обеспечивает более высокую рентабельность. ГИС-анализ позволяет точно определить зоны с наибольшей концентрацией населения и оценить их потенциал.

Уровень доходов населения: Районы с высоким уровнем доходов (например, некоторые части Приволжского района) более склонны к покупкам дорогих товаров. Это стимулирует размещение ПВЗ, специализирующихся на премиум-сегменте. ГИС-анализ позволяет наложить данные о доходах населения на карту города и выявить перспективные локации.

Потребительские предпочтения: Молодежная аудитория, как правило, активнее использует онлайн-шопинг. ГИС-анализ, в сочетании с данными о демографическом составе населения, помогает определить районы с преобладанием молодежи и оптимизировать размещение ПВЗ под их потребности. Например, близость к университетам или популярным местам отдыха может быть решающим фактором.

2. Фактор доступности:

 Транспортная доступность: ПВЗ, расположенные вблизи остановок общественного транспорта, станций метро и крупных транспортных развязок, более удобны для посетителей. ГИС-анализ позволяет оценить пешеходную и транспортную доступность потенциальных локаций для ПВЗ.

3. Фактор конкуренции и логистики:

 Конкурентная среда: ГИС-анализ позволяет визуализировать расположение ПВЗ конкурентов и оценить степень насыщенности рынка в разных районах Казани. Это помогает избежать избыточной конкуренции и выбрать оптимальные локации с меньшим количеством существующих ПВЗ.

4. Регуляторные и экономические факторы:

Стоимость аренды: Цена аренды помещений является важным экономическим фактором. ГИС-анализ, в сочетании с данными о стоимости аренды, позволяет выбрать наиболее выгодные локации с оптимальным соотношением цены и потенциального дохода.

Нормативно-правовая база:Зонирование города и наличие ограничений на размещение ПВЗ также должны учитываться при планировании.

Применение ГИС-анализа при планировании размещения ПВЗ в Казани позволяет принимать обоснованные решения, основанные на объективных данных. Это способствует оптимизации логистических цепочек, повышению эффективности работы маркетплейсов и, в конечном итоге, улучшению качества обслуживания клиентов. Использование ГИС-технологий становится не просто преимуществом, а необходимостью для успешного функционирования маркетплейсов в динамично развивающемся городе, таком как Казань.Гипотеза исследования (Конкретный пример, сфокусированный на Wildberries):

Размещение ПВЗ Wildberries в г. Казань имеет тенденцию к локализации в районах с высокой плотностью населения (Рис. 1), хорошей транспортной доступностью (вблизи остановок общественного транспорта) и более низким уровнем конкуренции со стороны других маркетплейсов, при условии относительно доступной стоимости аренды коммерческих помещений.

Рис. 1. Пункты размещения ПВЗ Wildberries  в г. Казань

 

Более детализированная гипотеза (подразделяется на несколько подгипотез):

Подгипотеза 1 (Плотность населения): Чем выше плотность населения в районе, тем выше вероятность наличия ПВЗ Wildberries в данном районе (положительная корреляция).

Подгипотеза 2 (Транспортная доступность): ПВЗ Wildberries, расположенные в пешей доступности (например, 500 метров) от остановок общественного транспорта, имеют более высокую вероятность функционирования и более высокий трафик клиентов (Рис. 2).

Рис. 2. Расположение ПВЗ Wildberries

 

Подгипотеза 3 (Конкуренция): Количество ПВЗ других маркетплейсов в одном районе оказывает негативное влияние на количество ПВЗ Wildberries в этом же районе (отрицательная корреляция).

Подгипотеза 4 (Уровень доходов населения): Хотя Wildberries ориентирован на широкий круг потребителей, существует тенденция к открытию ПВЗ в районах со средним уровнем доходов населения, обеспечивающим стабильный спрос.

Особенности исследования (Конкретный пример, сфокусированный на Wildberries):

Фокус на одном маркетплейсе: Исследование сосредоточено на анализе размещения ПВЗ одного конкретного маркетплейса – Wildberries, что позволяет более детально изучить факторы, влияющие на его стратегию размещения.

Детальный анализ факторов доступности: Помимо расстояния до остановок, анализ транспортной доступности включает оценку загруженности дорог и наличие парковочных мест вблизи ПВЗ.

Специфические данные о Wildberries: Проведена попытка получить и проанализировать данные, специфичные для Wildberries (например, отзывы клиентов о ПВЗ, рейтинги, загрузка пунктов).

Использование данных об объемах продаж: При наличии доступа к данным об объемах продаж, проведен анализ корреляции между объемом продаж и факторами размещения.

Картографические модели: Создание карт плотности ПВЗ Wildberries, карт транспортной доступности, карты конкуренции, а также карт, отображающих интегральное влияние всех факторов (например, карта “привлекательности” местоположения для Wildberries)

Проверка статистическими методами: Для подтверждения гипотез использованы статистические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ), что позволит оценить значимость влияния различных факторов на размещение ПВЗ.

Важно:

В процессе исследования гипотеза уточнена на основе полученных данных и результатов анализа.

Особенности исследования четко отражены в методологии и результатах.

Выявление специфических факторов, влияющих на размещение ПВЗ Wildberries:

Определение факторов, наиболее значимых для Wildberries при выборе местоположения ПВЗ, которые могут отличаться от факторов, важных для других маркетплейсов.

Например, выявление влияния наличия пунктов самовывоза других компаний (например, Boxberry) на выбор местоположения ПВЗ Wildberries.

Картографирование сети ПВЗ Wildberries:

Создание подробных карт, отображающих размещение ПВЗ Wildberries, их зоны охвата и транспортную доступность.

Выявление районов с недостаточным покрытием ПВЗ Wildberries.

Оценка влияния конкуренции на размещение ПВЗ Wildberries:

Анализ конкурентной среды и выявление зон высокой и низкой конкуренции для Wildberries.

Определение оптимального расстояния между ПВЗ Wildberries и ПВЗ конкурентов.

 

Литература

1. Горбачева, Е.А. Влияние онлайн-торговли на развитие городской инфраструктуры: геоинформационный подход // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 14. — № 1. — С. 68-82.

2. Костылев, А.И. Геоинформационное моделирование транспортной доступности торговых объектов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2021. — № 2 (86). — С. 7-14.

3. Лебедев, В.А. Анализ пространственных паттернов размещения объектов торговли: методы и инструменты // Российский экономический интернет-журнал. — 2019. — № 1. — С. 1-10.

4. Николаева, О.Н. Картографическое обеспечение рационального природопользования региона: монография / О. Н. Николаева. – Новосибирск: Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 2015. – 170 с.

5. Кузнецов, А.В. Методы геомаркетинга в управлении развитием территории: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Кузнецов Андрей Викторович; [Место защиты: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова]. — Москва, 2015. — 28 с.

 

×
×