Автор: Капустина Анна Николаевна
Внеурочное занятия в 4 классе.
Тема занятия «Герои — России».
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
2. Раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон».
Развивающие:
1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
— создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
— развивать у детей стремление быть сознательными гражданами России;
— побуждать детей к пониманию своей значимости в стране, воспитывать этическое поведение, чувства товарищеских отношений, уважение к родным, заботу о ближнем.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, поисковый.
Формирование УУД:
Личностные действия: осознание себя как члена общества, как гражданина России, уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «родина», «гражданин», «герой», «подвиг».
Конечный результат: вызвать у детей желание стать настоящим гражданином
Ход занятия.
1. Эмоционально – установочный этап.
Включается песня «Я гражданин России».
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем очередном внеурочном занятии «Я гражданин России». Работать мы будем в группах. Вспомните правила работы в группах. Выберите командиров.
На этом занятии мы продолжим говорить о нашей Родине. И для разминки поиграем в игру «Продолжи предложение …»
Я вам буду кидать мяч с началом предложения, а вы должны продолжить.
Родина это –
— Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина — это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина — это дом, в котором живём. Родина — это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
Мы с вами на прошлых занятиях собирали Родину в фотографиях, каждый из вас рассказывал о том уголке, который вам дорог. Вот, что у нас получилось. (на доске «Родина в фотографиях»).
А сейчас я бы хотела вас спросить, как вы думаете, что же самое ценное на планете Земля, на нашей с вами Родине? (Ответы детей).
Ответ на этот вопрос спрятан у меня здесь, за этой ширмой. Хотите узнать что там? Трое учащихся по очереди выходят за ширму и смотрят в зеркало.
— Кто там? (Я).
— А если мы все вместе посмотрим?
Кто там? (Мы).
Так что же самое ценное? Конечно, самое ценное это Мы – люди, вы – дети, наше будущее.
Мы живём с вами в стране, которая , за свою многовековую историю перенесла многое, и гнёт татаро-монгольского ига, и смутное время, и революции, и не одну кровопролитную войну. И в каждое время находились люди, которые отдавали свою жизнь, талант, душу на спасение и становление своей страны, своей Отчизны. Как мы можем назвать таких людей? Кто они? (герои).
Как вы понимаете слова герой?
Подвиг?
Героизм?
Ответы на эти вопросы вам помогут уточнить толковые словари, которые лежат у вас на партах. Поработайте в группах.
Ответы детей.
Вы подготовили сообщения о героях 20 века, чьими именами названы улицы нашего города. Давайте вспомним кто же они?
— Хлуднев
— Кочнев
— Свердлов.
Спасибо.
физминутка
Мы говорили о подвигах, совершенных в военное время. Скажите, могут ли быть герои в мирное время? Или место подвигу есть только на войне? (Предположения детей).
— Для подтверждения ваших мыслей поработайте в группах.
1гр – книга.
2 гр – периодическая печать.
3 гр – периодическая печать
4 гр – интернет ресурсы
Заслушивание сообщений.
Просмотр видео.
Минута молчания.
Давайте попробуем составить обобщенный портрет героя. Я немного вам помогу. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.
Итак, герой:
— Назовите возраст, в котором становятся героем?
— Назовите пол героя?
— Назовите место рождения или место жительство героя?
Можем мы с вами составить такой портрет?
Тогда что же их объединяет?
Внутренние качества: мужество, бесстрашие, любовь к родине.
Вы можете стать героями? А хотите? (ответы детей).
Интересное стихотворение на эту тему написала Агния Барто «О человечестве». Послушайте его. ( Читает подготовленный ученик)
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
— Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
-Как вы можете охарактеризовать главного героя? Что мешает ему выполнить свои обязанности? Способен ли этот мальчик на подвиг? А почему? ( Дети высказываются)
-А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Обсудите в группе и оформите памятку добрых дел.
(Ученики записывают, один из группы зачитывает, другой прикрепляет на доске)
-Пусть эта памятка станет планом ваших действий. Заглядывайте в нее почаще!
-Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать дела, достойные человека: помогать больному старику, гулять с младшей сестренкой, заботиться о близких нам людях. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других. ( Читает стихотворение С.Погореловского)
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он. О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём –
Галопом сестрёнка помчалась на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, — хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
— Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
-Будьте добрыми волшебниками!
Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. И когда- нибудь в честь ваших достижений мы услышим —
Гимн.