«Голос-основной инструмент учителя»

Автор: Еняшина Ирина Юрьевна

 «Простые секреты развития речи»

 

Составила:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Еняшина Ирина Юрьевна

 

 

 

 Искусство управления голосом

(мастер-класс для учителей)

 

ГОЛОС — это ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ, и то, как мы этим инструментом владеем, напрямую влияет на красоту, выразительность, убедительность речи.

Голос остается основным инструментом учителя, поэтому его надо беречь и улучшать.

Можно ли улучшить голос? Сделать голос красивым и сильным? Изменить тембр голоса?

Ответ — ДА.

        Потому что все, что нужно для обретения ИДЕАЛЬНОГО ГОЛОСА
у вас уже есть, с рождения, от природы.

 Какие характеристики голоса оказывают влияние на выразительность речи
(и, соответственно, на то, как наша речь воспринимается со стороны)?

Это, прежде всего,

— интонации;

— тембр голоса;

— темпоритм речи;

— определенные алгоритмы дыхания;

— дикция, артикуляционная проработанность;

— варьирование громкости и высоты голоса;

 

Предлагаю выполнить вместе со мной не сложные, но очень полезные

психологические упражнения для развития голоса.

1.Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох, затем выдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

·              ииииииииии

·              эээээээээээ

·              аааааааааа

·              оооооооооо

·              ууууууууууу

     Эта последовательность не случайна, Вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если Вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, Вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если Вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук «у».

 

  2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук «м»   с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, Вы ощутите сильную вибрацию.

 

 3. «Упражнение Тарзана» помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.

    Теперь проделайте это же упражнение со звуками:

·              эээээээээээ

·              аааааааааа

·              оооооооооо

·              ууууууууууу

 

4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

   Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд

Как педагогу сохранить голос

Очень важно научиться нижнереберно–диафрагмальному дыханию, чтобы обеспечить достаточное поступление воздуха и предотвратить перенапряжение голосовых складок во время уроков и лекций. Представьте, что легкие – это воздушный шар, а диафрагма – насос, который его надувает. Система должна работать согласованно: если человек не задействует ее и дышит грудью, он накачивает шар только наполовину. В этом случае, чтобы компенсировать недостаток воздуха, мышцы гортани, в том числе голосовая мышца, работают в усиленном режиме, что может привести к их перенапряжению и развитию проблем. При правильном дыхании на вдохе живот должен двигаться и увеличиваться, а на выдохе спадать.”

Чтобы ученики поняли и услышали информацию даже на задних партах, не обязательно прибегать к повышенному тону или форсированию голоса. Это приводит лишь к охриплости и быстрой утомляемости складок. Необходимо работать над дикцией с помощью регулярных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата: губ, языка и нижней челюсти. Это поможет и четко донести информацию, и сохранить здоровье голоса.

·         Имитируйте зевоту. Это даст возможность избавиться от зажимов и говорить свободнее.

·         Перед зеркалом вытяните губы трубочкой, а затем улыбнитесь. Поочередно десять раз произносите звуки “У” и “И”.

·         Затем высуньте язык и восемь раз старайтесь дотянуться им сначала до подбородка, а потом до кончика носа. Завершающим упражнением этой группы будет произношение звуков “П” и “Б” десять раз. Это поможет активизировать губы, оптимизировать внутриротовое давление и улучшить дикцию.

·         Произносите глухие согласные — п, ф, т, с, ш, к, ч, щ, ц, х. Четко проговаривайте каждый звук по несколько раз.

·         Поочередно произносите два слога: «кью», сильно округляя губы, и «икс», широко улыбаясь. Упражнение нужно выполнить не менее тридцати раз. За счет этого расслабляются мышцы гортани и голос становиться глубже.

·         Проговаривайте скороговорки. Это проверенный способ сделать речь четкой, а произношение — более внятным. Обращайте внимание на слова, которые вам даются с трудом – это укажет на звуки, с которыми у вас могут быть проблемы. Меняйте темп при тренировках, постепенно ускоряя его.

Помимо этого, нужно пить достаточное количество воды в течение дня и включать в рацион продукты, богатые витаминами и минералами, необходимыми для здоровья голосового аппарата (сливочное масло, сырые яйца, нежирное мясо, злаки, морепродукты, горький шоколад, теплое молоко), исключите острые и жирные блюда, а также алкоголь и газированные напитки. 

×
×