Автор: Гуринова Оксана Геннадьевна
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное развитие в условиях ДОО.
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм»? Как сформировать у него основные жизненные и человеческие понятия как: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь и т. д. Как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны?
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
— познание и прививание православной культуры и традиций;
-раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
— гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
— формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
— одухотворение жизненного пространства ребенка;
— защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно – нравственного и гражданско — патриотическое воспитание дошкольников в ДОО необходимо начинать уже с первого года обучения:
— через воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Третий год обучения добавляются:
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
У детей четвёртого года обучения:
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
Пятый год обучения:
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Духовно-нравственное и гражданско — патриотическое воспитание дошкольников осуществляется через следующие виды деятельности:
-продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);
-театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики);
-познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);
-творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);
-нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);
— совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
Ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Дети должны знать как положительные, так и отрицательные стороны истории, тем самым мы поспособствуем развитию у детей патриотизма, духовности, нравственности и гражданственности.
Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины. Слаженная, тесная, верная, систематическая, разнообразная работа и общие усилия семьи и детского сада, а также правильные поступки и действия взрослых приведут к положительным результатам.
Мы вырастим гражданина и патриота нашей страны.