«Хеппенинг — эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста»

Автор: Прохорова Сильяна Витальевна

«Хеппенинг — эффективное средство развития мелкой моторики

детей с ОВЗ раннего возраста»

 

Прохорова Сильяна Витальевна,

                                                                                                                                                                               Тихонова Надежда Сидоровна,

                                                                                                                                                                                Егорова Светлана Васильевна,

                                                                                                                      воспитатели КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка»,                                                                                                                                                              города Чебоксары Чувашской Республики

 

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.  

 У некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, психические процессы развиваются более медленно и речевые навыки развиты недостаточно. Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Работая с детьми с ОВЗ, нашла способ их заинтересовать и параллельно развивать мелкую моторику рук. И этот способ – рисование нетрадиционными материалами и способами.

Достоинством рисования нетрадиционными техниками и материалами является то, что это необычный процесс для детей, а все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться и восхищает.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»).

Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.

Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка.  

  «Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров.      

  В процессе работы ребенок испытывает положительные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам. При работе в этой техники с пальчиковыми красками ребенок может использовать как правую, так и левую руку, при рисовании кулачком со стороны большого пальца, можно увидеть изображение улитки, розы. Рисуя полураскрытым кулачком, можно увидеть в рисунках банан или радугу, дети всегда с удовольствием ставят точки, проводят линии. Дети с любопытством и с радостью размазывают по ладошке краску и ставят отпечатки на листе бумаге. Свои занятия я стараюсь направить на выработку двигательного ритма, так как при повторении движения ладонью и пальцами по листу бумаги дети испытывают при работе неподдельный восторг.

  В совместной деятельности в раннем возрасте я часто использую такой вид хэппенинга как:

·        Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).

·        Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

·        Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив с детьми живопись пальцами, пробуем рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.

По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы воплощаем любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, изображаем солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:  

   — В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.  Ребенок учится работать с разными материалами.

         —  Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.  

— В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.  

—  Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.           

          — Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

— В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик — все это может пригодиться.  

— Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.  

 — Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

 —  Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Таким образом, совместная деятельность по рисованию нетрадиционными техниками и материалами – это важное средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей с ОВЗ раннего возраста.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — М.: 1967. -324с.

2. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение. — 2007. – 248с.

3. Казакова Т.Г. актуальные проблемы развития детской художественно изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М.: -2004. – 254с.

Электронные источники:

1. http://www.maam.ru/ Использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Добрынина Л.В.

2. http://bspu.ru «Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста»

3. http://detsadmickeymouse.ru/ Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

 

×
×