Хорошо ли знают педагоги свои права и обязанности

Автор: Зотова Екатерина Владимировна

НА СКОЛЬКО ХОРОШО ПЕДАГОГИ ЗНАЮТ СВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

Ольга Александровна Буркина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права

Екатерина Владимировна Зотова, магистрант факультета правового и социально-педагогического образования группы ZM-1313

 

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

 

Аннотация. Одним из признаков современного демократического общества является защита прав и свобод человека. Педагогические работники являются физическими лицами, которые состоят в трудовых, служебных отношениях и помимо обязанностей имеют ряд прав, свобод и социальных гарантий. Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует их правовой статус. В современном мире постоянно увеличиваются требования к качеству образования, в стране становится актуальным вопрос обеспечения защиты прав педагогов.

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», а также нормами других законодательных актов. Помимо этого отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, не малым количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено федеральным законом «Об образовании» и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Минобрнауки России, а также Минтруда России  и другими.

В статье раскрыта одна из проблем современного образования: педагоги владеют в достаточной мере основными нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность, при этом слабо знают содержание коллективного договора и локальные нормативные акты организации, что негативно сказывается на их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: права, обязанности, закон, нормативно правовой акт, педагогический работник.

 

Введение

Защита прав и свобод человека является одним из признаков современного демократического общества. Поэтому огромное значение приобретает вопрос обеспечения этих прав и свобод.

Педагогические работники, осуществляя свою профессиональную деятельность, имеют ряд определённых прав, обязанностей и чётко сформулированную и определённую действующим законодательством ответственность. В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», а также нормами других законодательных актов.

Помимо этого отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, не малым количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено федеральным законом «Об образовании» и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Минобрнауки России, а также Минтруда России  и другими.

Права и обязанности педагогических сотрудников, прописаны в федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», например: право на свободу преподавания и обсуждения; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов; выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения; участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов и многое другое. [1]

Основная часть

Трудовые отношения между работодателем и педагогическим работником регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Помимо прав и свобод педагогические сотрудники имеют правовую ответственность: образовательно-правовую (предусмотрена законодательство Российской Федерации) и «обычная» (предусмотрена нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным).

Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует правовой статус педагогических сотрудников. Права и обязанности педагогических работников составляют содержание образовательной деятельности. Право педагогических работников представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы образовательной деятельности.

Обязанность работников, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его свободы в образовательной деятельности.

В современном мире постоянно увеличиваются требования к качеству образования, в стране становится актуальным вопрос обеспечения защиты прав педагогов.

На основании результата опроса «Совета по правам человека», которые были опубликованы на сайте vesti.ru от 8 октября 2024 года, более 65% учителей сталкивались с нарушениями их прав и свобод на работе.

«Прорабатывая поручение Президента о повышении механизмом правовой защиты, мы провели опрос среди учителей. Более 65% педагогов сталкиваются с подобными унижениями и дискредитацией их профессионализма», – подчеркнула Е.В. Сморода. [2]

Так же в письме Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 28 января 2022 г. № 39 «Разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональных чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством» приведены примеры судебных практик защиты прав и свобод педагогических сотрудниках. [3]

На основании вышеизложенного мы предположили, что не все педагогические работники владеют знаниями о своих правах, свободах и обязанностях. Было решено провести опрос для проверки данных, представленные Е.В. Смородой и опровергнуть или доказать наши предположения.

В связи с этим нами был проведен опрос среди учителей одной из Пермских школ и среди педагогов Красноуфимского муниципального округа Свердловской области. Опрос состоял из 14 вопросов, проводился анонимно при помощи образовательного онлайн-сервиса для создания тестов «Online Test Pad». Вопросы были направлены на определение уровня знаний своих прав и обязанностей педагогическими сотрудниками, а так же уровня ознакомления с локально нормативными актами образовательной организации, трудовым договором.

На основании исследования в школе города Перми опрос прошли 32 педагога, в Красноуфимском МО 28 педагогов школ и детских садов. Средний процент осведомленности в Пермской школе 50%, в Красноуфимском ОМ 39%.

В Пермской школе самые распространенные вопросы, на которые педагоги ответили не верно (больше 50% от общего количества опрошенных):

«Какие из перечисленных документов стоит изучить, чтобы понять, что педагог обязан делать, и за что предусматривается дополнительная доплата: …» (97%);

«Если учитель согласился выполнять дополнительную работу с соответствующей оплатой, это должно быть зафиксировано: …» (73%);

«Соотнесите вид работы и часть зарплаты, которая может быть за него положена: проверка тетрадей, стаж, сверхурочная работа» (79%);

«Учителя можно уволить в тот же день, если:…» (79%);

«На уроке ребенок выбил себе зуб, учитель признал, что отсутствовал в этот момент в кабинете – вышел по личному делу. Что может ожидать учителя:» (79%).

Среди педагогов в Красноуфимском ОМ самые распространенные вопросы, на которые педагоги ответили не верно (больше 50% от общего количества опрошенных):

«Какие из перечисленных документов стоит изучить, чтобы понять, что педагог обязан делать, и за что предусматривается дополнительная доплата: …» (100%);

«Если учитель не смог успешно пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, его может ожидать: …» (71%);

«Если учитель согласился выполнять дополнительную работу с соответствующей оплатой, это должно быть зафиксировано: …» (79%);

«Какие из перечисленных мер воздействия, в случае совершения учителем проступка, являются законными: …» (71%);

«Соотнесите вид работы и часть зарплаты, которая может быть за него положена: проверка тетрадей, стаж, сверхурочная работа» (61%);

 «Учителя можно уволить в тот же день, если: …» (100%);

«Решение о наличии конфликта интересов принимает: …» (61%);

«На уроке ребенок выбил себе зуб, учитель признал, что отсутствовал в этот момент в кабинете – вышел по личному делу. Что может ожидать учителя:» (86%).

Вопросы с положительными результатами в обеих опросах одинаковые:

«Курсы повышения квалификации учитель: …» — в Пермской школе верно ответили 88% педагогов от общего количества, а в Красноуфимском МО 75%.

«Если полная ставка учителя – это 18 часов, то: …» — в Пермской школе верно ответили 79%, а в Красноуфимском МО 68% педагогов.

«Если работодатель пересматривает учебную нагрузку учителя: …» — в Пермской школе на этот вопрос верно ответили 76% педагогов, а в Красноуфимском МО 64%.

Заключение

Таким образом, результаты проведенных нами опросов подтверждают данные, предоставленные Е.В. Смородой и наше предположение о низком уровне знаний у педагогов о их правах и обязанностях.

Для решения этой проблемы мы предложили бы: проводить среди учителей педагогические семинары по правовой тематике; педагогам проходить курсы повышения квалификации не только по преподаваемому предмету, но и курсы правовой осведомленности; проводить викторины и интеллектуальные игры по правовой тематике.

Список литературы

1.                  Гальперин А.Э. Применение Трудового кодекса в образовательном учреждении: практическое пособие// М.: АРКТИ. 2008.- 174 с.

2.                  Опрос СПЧ: более 65% учителей сталкиваются с унижениями на работе: сайт. URL: https://www.vesti.ru/article/4180334 (дата обращения 10.04.2025)

3.                  Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 28 января 2022 г. № 39 «Разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональных чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством»: сайт. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414847/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения 12.04.2025)

 

×
×