Автор: Векшина Елена Васильевна
«Художественная иллюстрация как средство передачи образа героя художественной литературы на основе детских эмоций».
Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание, формирует его, хранит и передает через поколения в поколение нравственные и социальные ценности.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Евгения Александровна Флерина отмечает, что восприятие носит активный характер и имеет свои особенности, характерные для детей дошкольного возраста – это его наивность, так как дети не любят плохого конца, а герой обязательно должен быть удачлив (например, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Ольга Ивановна Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе которого — работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление) и влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).Практика ознакомления дошкольников с художественной литературой в детском саду позволяет рассмотреть множество средств: игровые действия детей; словесная помощь; предметная наглядность; рассматривание игрушек; привлечение внимания к реальным объектам; рассматривание иллюстраций.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что использование иллюстраций является важнейшим средством ознакомления с детской книгой.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Здесь в книгу вступает художник и решает задачу передачи характеристики образов героев, к которой относятся: графическое изображение героя, передача его психологического состояния через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета, что раскрывает идейно-образное содержание литературного произведения.
Все эти особенности мы постарались учесть при разработке творческого проекта «В гостях у сказки» по совместному изготовлению иллюстраций к сказке «Три медведя», в форме комикса. Как раннее отмечалось, дети не любят плохого конца сказки, поэтому мы постарались в этой работе изменить ее конец и сделать его счастливым. Перед тем, как начать рисовать, сначала вспомнили сказку, рассмотрели образы героев, дали оценку их поступков. Дети самостоятельно организовали сюжетно-ролевую игру по произведению, где каждый попробовал себя в роли понравившегося ему героя. Затем провели музыкальную драматизацию этой сказки. Распределение ролей проходило по инициативе детей без принуждения. После того, как дети попробовали передать сказочных героев с помощью движений, музыки, им было предложено им нарисовать картинки, из которых впоследствии был создан комикс.
Все это происходило в творческой волшебной мастерской художников — иллюстраторов.
Можно отметить, что рисунки получились яркими, живыми, а это подтверждает интерес детей к героям повествования, к сюжету и событиям сказки.
Было заметно, как дети постарались передать возникшие у них чувства.
В результате реализации проекта, мы получили не только реальный продукт, но и смогли сделать вывод о том, что у детей появились важные коммуникативные качества, уверенность в своих силах, повысилась самооценка, были отмечены возникшие чувства, как эмпатия к героям сказки, друг к другу, у отдельных детей снизилась тревожность. Также можно констатировать факт проявления творческих способностей и воображения.
Проект получился интересным, и нам захотелось им поделиться. Мы приняли участие в международном сетевом исследовательском проекте ГлобалЛаб – Экспедиция, где представили данный проект. В результате все участники получили заслуженные дипломы.
Таким образом, художественная деятельность оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.