Автор: Галиева Айсылу Фанавизовна
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
И одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
На протяжении ряда лет углубленно работаю по теме: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Целью которой является: воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей нравственные чувства и представления;
2. Формировать положительные привычки, навыки и мотивы поведения;
3. Учить оценивать поступки героев литературных произведений;
4. Воспитывать бережное отношение к книге, интерес к художественной литературе.
Принципы:
— системность,
— наглядность,
— доступность,
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы работы с детьми:
— чтение художественной литературы;
— беседа о прочитанном;
— инсценировка художественного произведения;
— театрализованная игра;
— рассказы о добрых поступках детей.
Предполагаемый результат:
— умеют оценивать поступки литературных героев, поведение и поступки людей, свои поступки и поведение;
— приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, ответственны, правдивы.
Новизна: Выстроена система работы по формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
Адресат: дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Работу в данном направлении начала с
1. Изучения научной и методической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
2. Для диагностики сформированности нравственных качеств подобрала методики Румии Рашидовны Калининой (Методика «Сопереживание героям сказок, рассказов», «Владение культурой общения»;
3. Провела диагностику с детьми;
4. Разработала план работы на учебный год с детьми и родителями по теме: «Формирования нравственных качеств у детей через ознакомление с художественной литературой».
5. Составила список литературы.
Требования к художественной литературе:
— литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;
— идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе;
— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Важен образцовый литературный язык;
— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
— сюжет должен быть занимательным, композиция простая и ясная.
6. Оформила в группе развивающую предметно-пространственную среду.
(Фото)
Работу с детьми организую в вечерний и утренний отрезок времени в совместной деятельности взрослого и детей. Часть занятий, игр, бесед входит в план образовательной работы и ежедневное чтение художественной литературы, которое предусмотрено в режиме дня.
После чтения литературного произведения провожу беседу по содержанию, предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев, пониманию что хорошо, а что плохо.
К каждому литературному произведению подобраны вопросы и иллюстрации.
Включаю в работу с детьми беседы: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
Особое внимание уделяла работе с родителями.
Провела:
— Индивидуальные беседы («Нравственное воспитание дошкольников», «Часто ли вы читаете с ребенком и обсуждаете прочитанное» и др.)
— Консультации:
ü «Роль книги в нравственном воспитании детей»,
ü «Как научить ребенка быть добрым»,
ü «Мы играем-развиваемся»,
ü «Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств»,
— Памятки:
ü «Играйте вместе с детьми»,
ü «Игры в кругу семьи»,
ü «О роли родителей в развитии нравственных качеств».
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что художественная литература благоприятно влияет на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста:
— дети сами сочиняют сказки;
— у них развивается интерес к художественной литературе;
— у детей развиты нравственные качества.
Планирую продолжать работу по теме с детьми. Внести изменения в перспективный план работы с родителями, дополнить развивающую среду играми по нравственным качествам, обновить театр и уголок ряженья.