«Художественная литература как средство формирования нравственных качеств дошкольника»

Автор: Галиева Айсылу Фанавизовна

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

И одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.

На протяжении ряда лет углубленно работаю по теме: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Целью которой является: воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.    Формировать у детей нравственные чувства и представления;

2.    Формировать положительные привычки, навыки и мотивы поведения;

3.    Учить оценивать поступки героев литературных произведений;

4.    Воспитывать бережное отношение к книге, интерес к художественной литературе.

Принципы:

      системность,

      наглядность,

      доступность,

      учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формы работы с детьми:

      чтение художественной литературы;

      беседа о прочитанном;

      инсценировка художественного произведения;

      театрализованная игра;

      рассказы о добрых поступках детей.

Предполагаемый результат:

      умеют оценивать поступки литературных героев, поведение и поступки людей, свои поступки и поведение;

      приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, ответственны, правдивы.

Новизна: Выстроена система работы по формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Адресат: дети в возрасте от 3 до 7 лет.

 

Работу в данном направлении начала с

1.    Изучения научной и методической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

2.    Для диагностики сформированности нравственных качеств подобрала методики Румии Рашидовны Калининой (Методика «Сопереживание героям сказок, рассказов», «Владение культурой общения»;

3.    Провела диагностику с детьми;

4.    Разработала план работы на учебный год с детьми и родителями по теме: «Формирования нравственных качеств у детей через ознакомление с художественной литературой».

5.    Составила список литературы.

         Требования к художественной литературе:

— литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;

— идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе;

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Важен образцовый литературный язык;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжет должен быть занимательным, композиция простая и ясная.

6.    Оформила в группе развивающую предметно-пространственную среду.

(Фото)

 

Работу с детьми организую в вечерний и утренний отрезок времени в совместной деятельности взрослого и детей. Часть занятий, игр, бесед входит в план образовательной работы и ежедневное чтение художественной литературы, которое предусмотрено в режиме дня.

После чтения литературного произведения провожу беседу по содержанию, предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев, пониманию что хорошо, а что плохо.

К каждому литературному произведению подобраны вопросы и иллюстрации.

Включаю в работу с детьми беседы: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.

         


                             

 

                    Особое внимание уделяла работе с родителями.

          Провела:

      Индивидуальные беседы («Нравственное воспитание дошкольников», «Часто ли вы читаете с ребенком и обсуждаете  прочитанное» и др.)

      Консультации:

ü «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

ü «Как научить ребенка быть добрым»,

ü «Мы играем-развиваемся»,

ü «Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств»,

— Памятки:

ü «Играйте вместе с детьми»,

ü «Игры в кругу семьи»,

ü «О роли родителей в развитии нравственных качеств».

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что художественная литература благоприятно влияет на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста:

— дети сами сочиняют сказки;

— у них развивается интерес к художественной литературе;

— у детей развиты нравственные качества.

Планирую продолжать работу по теме с детьми. Внести изменения в перспективный план работы с родителями, дополнить развивающую среду играми по нравственным качествам, обновить театр и уголок ряженья.

 

 

 

×
×