Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Автор: Гадеева Елена Анатольевна

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника«

Автор выступления: Гадеева Елена Анатольевна, воспитатель

 

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка — умственное, нравственное и эстетическое.

• Чтение содействует успешному освоению грамотного письма, что очень важно для подготовки будущего школьника.

• Читая книги, у ребенка обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития интеллекта.

• Кругозор ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности.

Актуальность в наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.

Таким образом, Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Задачи.

1. Формировать литературный вкус.

2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей — «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 г. Москва с 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с которым основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

«Речевое развитие» включает в себя:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основными методами работы с дошкольниками является следующие :

1. Чтение — дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценировка — этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова :

• Рассказы

• Стихи

• Сказки

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Подбирая литературу нами учитывается :

1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры — спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.

Оформляются тематические выставки, посвященные творчеству писателей«Лучший сказочник»«Веселые книжки»«Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают и дети.

Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.

Для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. (схема, которая решает задачи, направленные:

• на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

• на преобразование символов в образы.

После прочтения произведений дети рассматривают таблицу и разбирают, то что на ней изображено и пересказывают с опорой на символы.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используются следующие формы работы:

• Консультации«Какие книги читать детям»

• Рекомендации по организации домашнего чтения

• Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

• Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.

• Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои».

Итак, можно отметить художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, вывод педагог ребенка погружает возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

 

×
×