Автор: Жильцов Данил Александрович
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Д.А. Жильцов, магистрант 1 курса
Индустриально-педагогического факультета,
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Научный руководитель: И.В. Ильина, доктор педагогических наук,
профессор, директор Института непрерывного образования
Аннотация: статья посвящена важности художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей. Оно является важным для развития гармоничной личности ребенка, способной сопереживать другим, видеть прекрасное вокруг и создавать самому, любить свою Родину. Рассматривается область эстетического воспитания в системе дополнительного образования, особое внимание уделяется роли педагога дополнительного образования, его возможностям в развитии творческих способностей детей и подростков в художественно-эстетических направлениях таких, как: музыкальное воспитание (хоровое пение, музыкальные студии и т.п.), театрально-игровая деятельность (театральные кружки и студии).
Ключевые слова: система дополнительного образования, художественно-эстетическое воспитание, педагог дополнительного образования, творческие способности детей, художественно-творческая деятельность.
ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
D.A. Zhiltsov, 1st year undergraduate of the Faculty of Industrial
Education,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kursk State University»
Supervisor: I.V. Ilyina, Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor, Director of the Institute of Continuing Education
Annotation: the article is devoted to the importance of artistic and aesthetic education in the system of additional education of children. It is important for the development of a harmonious personality of a child who is able to empathize with others, see the beauty around and create for himself, love his family. The field of aesthetic education in the system of supplementary education is considered, special attention is paid to the role of the teacher of supplementary education, his opportunities in the development of creative abilities of children and adolescents in artistic and aesthetic directions such as: musical education (choral singing, music studios, etc.), theatrical and play activities (theater clubs and studios).
Keywords: the system of additional education, artistic and aesthetic education, teacher of additional education, creative abilities of children, artistic and creative activity.
В современном обществе одной из самых актуальных проблем является проблема воспитания всесторонней, гармонично-развитой личности. В особую область можно выделить художественно-эстетическое воспитание, так как в его основе заложены культурные и духовно-нравственные народные ценности. Решение данной проблемы является одной из приоритетных на всех этапах образования молодого поколения: в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Суть художественно-эстетического воспитания заключается в том, чтобы через познание родных песен, народных танцев, картин, народного творчества привить подрастающему поколению осознание ценности национальной и мировой культуры.
Важно подчеркнуть, что художественно-эстетическому воспитанию уделено особое внимание в системе дополнительного образования, представляющего «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно- информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [3].
Структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования состоит из:
· художественного воспитания, которое основано на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;
· эстетического воспитания, как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности» [1].
Система дополнительного образования позволяет обучающимся углубленно изучать интересующие их области. Педагог в рамках занятий может художественно-творческой деятельности увлечённых подростков, развивать творческую активность и самостоятельность у детей.
Наибольшее число участников художественно-творческой работы охватывают массовые формы. В данном случае от детей не требуется владения навыками, знаниями и специальными умениями для участи в них. Но участие в массовых мероприятиях предполагает предварительную подготовку.
Массовые художественно-эстетические мероприятия – это мероприятия благодаря которым выявляются скрытые художественно-творческие таланты детей, зарождаются или углубляются эстетические чувства и потребности. А участие в них детей строится на их собственном желании.
Успехи участников массовых мероприятий различны, но они объединены массовостью, возможностью приобщить юное поколение к миру прекрасного и пробудить индивидуально-творческие способности.
Однако, в последние десятилетия наиболее востребованными стали ансамблевые, студийные и кружковые формы художественно-творческой деятельности. Из разнообразных видов эстетической деятельности самым распространённым является музыкальное воспитание:
· хоровые студии и кружки;
· музыкально-театральная студия;
· вокальный ансамбль;
· игра на музыкальных инструментах;
· ансамбль песни и танца и т.д.
Главное условие вступления в подобный кружок или студию – желание ребёнка более детально заниматься тем, что ему особенно интересно. Несомненно, интерес ребенка к отдельному виду деятельности делает его выбор более осознанным и мотивирует его на дальнейшее обучение. При таком выборе родителям ребенка зачастую нет необходимости в постоянном контроле за ним. Ребенок делает свой выбор и чувствует ответственность за него.
В настоящее время в художественно-эстетической деятельности используются несколько видов творчества:
· пение (сольное и хоровое);
· вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли;
· игра на музыкальных инструментах;
· хореография (бальная, современный танец, народная, классическая);
· театрально-игровая деятельность (драма, музыкальная);
· изобразительное искусство;
· оркестр (духовой, народных инструментов, струнный);
· декоративно-прикладное творчество [2].
Особое место в художественно-эстетическом воспитании занимает театральная деятельность. Занимаясь в театральной студии, ребёнок учится сопереживать персонажи, понимать его чувства и мысли, что позволяет развить в них эмоциональное восприятие и духовно-нравственные ценности.
Подводя итоги данной статьи, хочется отметить, что очень сложно раскрыть и показать всё многообразие содержания и форм художественно-эстетического воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования. Стоит подчеркнуть, что основной отправной целью является воспитание нравственно-красивых людей, образованных, культурных, любящих свою Родину и свой народ, людей, которые не только понимают и ценят прекрасное в окружающем мире, но и сами являются активными творцами этой красоты.
В каждом ребёнке заложено художественное начало, которое можно разделить на две составляющие – общественную и моральную – и важно развивать их одновременно. Педагог дополнительного образования в процессе развития творческого начала у детей открывает им путь к познанию красоту, обогащая его эмоционально, знакомит с лучшими образцами мирового искусства, помогает понять их скрытый смысл, а, следовательно, глубже понять прекрасное в мире.
Суть художественно-эстетического воспитания заключается в сложном многоступенчатом процессе, который направлен на то, чтобы развить в человеке потребность не только к осознанному общению с прекрасным, но и самому человеку стать художником, приносящим красоту в окружающую действительность посредством художественно-эстетической деятельности.
Библиографический список:
1. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», — 2002. — С. 48
2. Педагогическое мастерство (III): материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, — 2013. – С. 154
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)